Автопром: кто пострадает от санкций

Загадочное заявление премьер-министра РФ Дмитрия Медведева о возможных ответных санкциях в отношении автомобильной промышленности стран Евросоюза и США, похоже, начинает обретать более четкую конфигурацию.

По словам первого зампреда Комитета Госдумы по промышленности Владимира Гутенева, власти могут ввести полный запрет на импорт европейских и американских автомобилей стоимостью до 800 тысяч рублей. Став членом ВТО, Россия сохранила за собой право вводить временные ограничения, если существует угроза безопасности для собственного производителя. А падение российского автопрома — сегодня суровая реальность.

Руководитель некоммерческого партнерства «Уральский союз экспертов и оценщиков» автоэксперт Геннадий Редькин анализирует возможные варианты развития ситуации в случае ввода санкций.

— Обычно, когда кому-то хотят нанести удар побольнее, об этом много не говорят, его просто наносят. Когда нам проговаривают какую-то тему часто и подолгу — в подавляющем большинстве случаев это своеобразный пиар, просто политические структуры за счет нагнетания обстановки что-то выторговывают. Зачастую прогнозы депутатов не подтверждаются разумными действиями правительства. Будем и в этот раз надеяться на такой исход. Если же допустить вероятность того, что такие санкции действительно будут введены правительством, то это будет ударом в первую очередь по отечественным потребителям, и авторынок по продаже новых автомобилей может сильно упасть. Рынок продаж подержанных автомобилей живет своей жизнью. Он скорее даже немного выиграет, если наиболее востребованные и массово покупаемые машины до 800 000 рублей будут выбиты из обоймы.

Ввоз полностью укомплектованных зарубежных автомобилей составляет, по разным данным, всего от 7 до 13 процентов. Все остальные иномарки изготавливаются в России на предприятиях совместного производства. Если запретят сборку таких машин на нашей территории, это будет, конечно, коллапс. Если этого не случится, автомобили совместного производства по-прежнему будут в больших количествах поступать на рынок. Просто еще больше обострится так называемый «отложенный спрос». Люди, желающие приобрести автомобиль, собранный за рубежом, в силу политических, экономических либо конъюнктурных обстоятельств предпочтут придержать имеющиеся средства. Даже если у них есть мысль приобрести автомобиль сегодня, многие отложат покупку на завтра.

— При такой инфляции вряд ли станут медлить. Никто не захочет рисковать своими деньгами.

— Просто произойдет перераспределение финансов в другие сектора, которых в каждой семье немало. Кроме того, люди будут больше присматриваться к автомобилям на вторичном рынке. С другой стороны, то, что сегодня творят Евросоюз со своим «американским папой», безусловно, заслуживает противодействия. Поэтому телодвижения правительства России в какой-то степени понятны и оправданны. К слову, уважаемые и востребованные россиянами автомобили корейских автобрендов Kia и Hyundai не попадут под возможные санкции, поскольку Корея не входит в Евросоюз. Так что в таких условиях корейский автопром даже выиграет.

За первое полугодие 2014 года падение продаж по всем автобрендам, включая отечественные, составило 7,6 процента по сравнению с этим же периодом прошлого года. Продано 1 229 839 авто (1 331 105 единиц — в первом полугодии прошлого года). При этом очень настораживает июнь, когда рынок просел аж на 17,3 процента по отношению к июню прошлого года соответственно, согласно данным аналитиков. Это говорит в том числе и о том, что программа поддержки отечественного автопрома работает не в полную силу. Наш гигант Волжский автозавод стал практически зарубежным, поскольку выкуплен контрольный пакет акций. Остается надеяться, что качество и срок службы автомобилей, выходящих под брендом «Лада», будут достойными и потребитель не разочаруется в своем выборе. Санкции этому, кстати, должны будут способствовать. Если вето будет наложено и на продукцию заводов, которые занимаются сборкой на территории России, отечественные производители получат карт-бланш. Поскольку инфляцию никто не отменял и отложенный спрос тоже чреват потерей денег, рынок в какой-то степени действительно может перенастроиться на автомобили отечественного автопрома.

— А Евросоюз ощутит этот удар?

— Не думаю, что он будет слишком ощутим. Во-первых, о машинах премиум-класса речи не идет. Что же касается автомобилей эконом- и среднего класса, то их экспорт — лишь каждый десятый автомобиль, в то время как каждые девять по-прежнему будут собираться в России. Согласитесь, это небольшая величина. Если же санкции коснутся всех совместных производств на территории России, то в первую очередь пострадают россияне. Значительное количество рабочих мест будет сокращено уже в ближайшие месяцы, это скажется на достатке людей, на занятости специалистов. По мере истощения запасов иномарок в автосалонах будет обостряться социальное напряжение. Я не думаю, что это кому-то надо. По словам экспертов челябинской ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры», при таком пессимистичном раскладе рынок может обвалиться на 50(!) процентов. Остается надеяться на здравомыслие властей предержащих. В противном случае российскому автопрому, автовладельцам, в том числе и потенциальным покупателям новых машин, ничего хорошего ждать не придется.

— Между тем авторынок обваливается и без ответных санкций…

— Падение на 7,6 процента за текущие полгода вполне соответствует прогнозам. Серьезного опасения у аналитиков это не вызывает. Другое дело, что многое у нас происходит непредсказуемо, в ряде случаев вопреки здравому смыслу, поэтому автовладельцам, которые вознамерились поменять своих железных коней или купить четырехколесного друга, я бы не рекомендовал тянуть с решением вопроса. Пик спроса, а значит, и цен на авторынке, уже миновал (весна - начало лета), летний сезон завершается. Автодилеры адекватно реагируют на падение спроса, стремясь поддержать уровень продаж. Сейчас оптимальное время для приобретения автомобиля. Так что есть смысл поторопиться.

Татьяна Строганова
mediazavod.ru
Рисунок Юрия Прожоги

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru