Если руль стал непослушным

Отказ рулевого управления — кошмар для любого автомобилиста. Челябинские автолюбители до сих пор обсуждают недавний случай. Машина на трассе на полном ходу осталась без управления (была срезана шлицевая часть в изношенном рулевом механизме) и вылетела на обочину.

По сути, водитель держал в руках свободно вращающийся, но не изменяющий направления колес руль. По счастливой случайности никто (кроме машины) не пострадал. Но ситуация эта лишний раз доказывает, что элементы рулевого управления требуют особого внимания при эксплуатации автомобиля.

О рулевой рейке директор автосервиса «Ремонт 93-IV» Денис Сафрошкин знает практически все. Этот сервис специализируется на ремонте рулевого управления и единственный на Урале имеет сертификат на этот вид работ. Наш разговор сегодня о том, как сделать руль послушным, а поездку — безопасной.

— Что для машины рулевая рейка, если сравнить с человеческим организмом?

— Рулевое управление — это все-таки, наверное, опорно-двигательный аппарат, ноги, которые идут в нужную сторону. Иногда рулевое управление выходит из строя непосредственно в процессе движения автомобиля, и тогда машина становится неуправляемая. Раз в год, как говорится, и вилы стреляют. Был случай, когда одновременно отказали и рулевая рейка, и тормоза.

Лэнд крузер-100 шел по трассе Челябинск — Екатеринбург, при торможении сорвало накладку на тормозной колодке, накладка эта застряла между самой колодкой и диском — заклинило левое заднее колесо, и машину через разделительную полосу бросило на «встречку», что привело к лобовому столкновению с мицубиси паджеро спорт. Благо машины мощные оказались — автомобилисты отделались ушибами и ссадинами. Водителя подвела уверенность в надежности автомобиля и отсутствие своевременной диагностики.

— Водитель может по каким-то признакам почувствовать, что есть проблемы с рулевой рейкой?

 

— Не всегда, к сожалению. Порой поступают определенные «звоночки», которые сигнализируют о том, что стоит проверить исправность рулевого управления. Но даже к ним зачастую водители не прислушиваются и ездят до критического момента, что приводит к серьезным поломкам.

Постукивания, «закусывания» так называемые при вращении руля, его излишне свободный ход... Если вытекла гидравлическая жидкость, руль становится тугой, но это уже любой водитель почувствует. Эти «симптомы» красноречиво говорят о том, что автомобилю необходима диагностика. Она позволит вовремя устранить возникшие неполадки, которые могут привести к нежелательным последствиям.

У нас есть люфт-детектор, специальное оборудование для проверки рулевых реек, которое при критических нагрузках позволяет определить ее работоспособность. Специалисты проверяют люфты, свободный ход руля, определяют герметичность системы во время визуального осмотра и делают вывод: может механизм продолжать работу или его нужно менять. Рейку нужно отдефектовать.

Если она подлежит ремонту, то, конечно, лучше отремонтировать и оставить в комплектации автомобиля родной агрегат. К слову, после ремонта исправность рейки проверяется на специализированном стенде, который имитирует работу этого узла на автомобиле. Ну а если ремонту она не подлежит вследствие механического износа, устанавливается новая, либо восстановленная в результате капитального ремонта в европейском сертифицированном центре.

— Ваш центр, насколько я знаю, и экспертизу проводит. Почему именно к вам направляют автоэксперты водителей при возникновении спорных моментов?

— Это продиктовано наличием сертификата. Наши специалисты получают подготовку в европейских обучающих центрах. У нас есть все инструменты, приспособления и средства, позволяющие обеспечить не только качественный ремонт рулевого управления, но и экспертизу.

— Бывает, в мороз руль плохо вращается... Это тоже «звоночек»?

— На зимнем периоде особенно хотелось бы заострить внимание. Когда холодно на улице, рулевую рейку необходимо прогревать. Если масло должным образом не циркулирует по системе, может выдавить сальник. Масло вытекает из системы, и руль туго вращается. Весь зимний период мы занимаемся подобными случаями.
Проблемы можно было бы избежать, прогрей водитель машину должным образом перед поездкой — минут 15 — 20 до рабочей температуры двигателя. Хотя тут водитель сам определяет, что ему важнее: не спешить или быстрее до работы добраться и иметь потом неприятности с автомобилем. Ремонт рулевого управления или замена комплектующих — мероприятия недешевые.

— А манера езды влияет на продолжительность жизни рейки?

— Практика показывает, что такого влияния нет. Хоть быстро ездишь, хоть медленно... Производители предусмотрели достаточный запас прочности. Влиять может заданный люфт в рулевом механизме. Время от времени рейки нужно регулировать, настраивать, прижимать в механизме шлицевые части.

В рейках имеются регулировочные болты. Однако производители и дилеры об этом умалчивают. Проще и выгоднее сказать, что рейки не обслуживаемые, предложить замену и получить хороший куш от продажи новой детали. Если на пробеге 50-60 тысяч километров люфты подтянуть, то срок эксплуатации рейки увеличится в два-три раза. Но об этом автолюбители, к сожалению, узнают только, когда рейка уже приказала долго жить.

— При парковке опытные водители рекомендуют колеса ставить прямо. Это имеет отношение к износу рейки?

— Когда руль вывернут, защитные элементы — гофры — растянуты. В зимний период, замерзая, они могут просто лопнуть, и рейка останется незащищенной, потому что порвется пыльник. Конечно, лучше, если колеса стоят прямо. Защитные элементы в таком случае будут в свободном состоянии, им тоже нужно давать отдых. Но если вы все-таки оставили на стоянке машину зимой, забыв установить колеса прямо, прежде чем вывернуть руль, необходимо хорошо прогреть автомобиль.

К слову, есть еще одна большая зимняя беда. Часто случается ситуация: машина не запустилась на стоянке, водитель в надежде «оживить» цепляет ее на трос и тащит в автосервис. В 80 процентах случаев рулевое управление при этом будет испорчено, потому что давление не идет на рулевую рейку и густое мало просто вытаскивает сальники с посадочных мест.

В сервисе автолюбитель меняет свечи, запускает автомобиль и в это время понимает, что потерял рулевое управление. Замерзшую машину с гидроусилителем руля тащить на тросе в сервис не следует. Ремонт рейки обойдется намного дороже поездки на работу на такси. Летом проблем гораздо меньше. Единственное, чего нужно опасаться, это грязь. Профилактика элементарная: контроль состояния пыльников хотя бы раз в год и замена масла в гидросистеме каждые 80 тысяч километров пробега.

Татьяна Строганова.
Фото автора.
mediazavod.ru

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru