КЛ: Руслан, вы интересовались когда-нибудь историей стендапа?
РБ: Еще в XVIII-XIX веках в Англии были популярны музыкальные юмористические шоу. На «разогреве» у музыкантов выступали артисты, говоря современным языком, «разговорного жанра». В ХХ веке благодаря радио и ТВ стендап-комики стали выступать самостоятельно — разговоры с публикой стали жанром самодостаточным. Отцамиоснователями стендапа — такого, каким мы его видим сейчас, считаются, по одной из версий, Марк Твен и Норман Уилкерсон. В России артист этого жанра появился в конце XIX — начале XX века. Это был конферансье, который не только объявлял номер на сцене, но и с известной долей юмора рассказывал зрителям о наболевшем экспромтом, без всякого сценария. В середине прошлого столетия такие артисты были очень популярны. Сейчас стендап — привычный формат общения со зрителем.
КЛ: Сегодня гипотетически каждый человек может попасть на съемки Stand Up?
РБ: Пока мы — не самое раскрученное шоу. Все происходит по сарафанному радио. Перед съемками первых выпусков в поисках талантливых стендаперов мы давали объявления на сайтах и в социальных сетях. Так что заинтересованным шутникам рекомендую следить за новостями в Интернете. И вот еще что. Приходите сейчас, пока у нас все бесплатно. А то потом мы станем миллионерами и начнем брать деньги за вход.
КЛ: Кроме таланта смешить людей, какие еще у вас есть сверхспособности?
РБ: Не думаю, что смешить людей — это моя сверхспособность. Это в первую очередь труд! Скорее всего, у меня нет сверхспособностей вовсе. Иначе про меня бы уже давно сняли комикс. (Смеется.)
КЛ: Как шутили над вами в школе, помните? Фамилия такая необычная…
РБ: Наоборот! Как раз моя фамилия не давала шанса друзьям издеваться надо мной в плане кличек. Все было предельно просто и предсказуемо. Хотя… На ранней стадии я был очень худым, и мне все же перепадали такие клички, как Шланг и Фонарь.
КЛ: Что подвигло после окончания военного училища остаться служить по контракту? Много материала для последующих выступлений набрали в армии?
РБ: Все просто, я окончил училище и остался служить по контракту — в этом был смысл моего контракта. И вообще, когда я служил в армии, я особо не думал о карьере комика. Все получилось достаточно спонтанно.
КЛ: Вы не хотели учиться в школе, но окончили ее с серебряной медалью. А стендапом занимаетесь с удовольствием или что-то напрягает?
РБ: Stand Up занимает сейчас всю мою жизнь! Могу сказать, что эта работа приносит мне большое удовольствие. Хотя, как и везде, случаются сложности. Но это часть большого пути.
КЛ: От жизни ждете медалей?
РБ: Да! Но их надо заслужить.
КЛ: Случалось и такое. В проекте «Смех без правил» вы завоевали главный приз — 700000 рублей. Помните шутку, которая принесла победу?
РБ: Там был долгий турнир, в течение которого много чего было пошучено. Так что я не выиграл его одной шуткой.
КЛ: Трудно развлекать публику в условиях минимализма? Ни музыки, ни декораций, ни подтанцовки…
РБ: Стендап и правда подразумевает достаточную простоту. Нужны кафе, сцена, стул, микрофон — и все. Но при этом мы не без оснований надеемся, что наши стендап-комики не похожи друг на друга. У каждого своя история, своя харизма, свой образ. Не хочу вдаваться в подробности, потому что зрителю самому нужно посмотреть Stand Up и понять, насколько это разностороннее шоу.
КЛ: Comedy Club, «Comedy Баттл», теперь еще и Stand Up… Не много ли однотипных площадок для одного телеканала?
РБ: В Comedy Club я тоже делаю стендап. Но он другой — более эстрадный, что ли. В Stand Up помимо непосредственно юмора мы пытаемся найти какие-то интересные мысли, цепляемся за них. В Comedy Club у меня главная задача — показать юмор, а уже потом передать мысль. У Comedy Club давно сформировавшийся формат с миниатюрами и песнями. Стендапы там — это только часть шоу. А мы хотим сделать отдельный проект, вывести стендап в самостоятельный жанр. Что касается «Comedy Баттл», по мне, это все-таки шоу с юмористическим уклоном, а не юмористическая программа в чистом виде.
КЛ: Ситуации, описанные в монологах, черпаете из жизни?
РБ: Stand Up (и жанр, и одноименное шоу на ТНТ) подразумевает, собственно, жизнь. Поэтому, безусловно, все из нее и берется.
КЛ: Обижаются люди, когда узнают себя? Предъявляют вам претензии? Кто более обидчив: мужчины или женщины?
РБ: Ну пока не было таких ситуаций, чтобы люди обижались на конкретные шутки. Юмором, конечно, зацепить можно, но надо уметь над собой смеяться. Это невероятно расслабляет!
КЛ: Вас уже испортила слава?
РБ: Не мне судить! И не вам. (Смеется.)
КЛ: Ну я-то свои выводы сделаю после интервью. А кто судит о качестве материала? Прежде чем вы выходите на сцену, кто выносит вердикт: смешной стендап или нет?
РБ: У нас есть креативная авторская группа. Мы собираемся и читаем тексты, безжалостно вычеркивая несмешные шутки. Плюс перед основными вечеринками у нас случается тричетыре технических «междусобойчика». Приходим в какое-то кафе, собираем человек двадцать-тридцать. Выступаем перед ними, наблюдаем за реакцией и таким образом проверяем материал, определяя, что смешно, а что — нет. В общем, у нас многоуровневая редактура, потому что о качестве юмора мы очень даже заботимся.
КЛ: С цинизмом в жизни боретесь или его культивируете?
РБ: Мне нравится быть циничным. Думаю, идеально было бы найти нужную грань между цинизмом и романтизмом.
КЛ: Не угостите парой «белых» шуток напоследок?
РБ: «Курение убивает!» Не знаю… По мне, так люди, которые курят по три пачки в день, капец какие здоровые! Странно… в России за второго ребенка дают 400 тысяч рублей! Но при этом ребенка оставляют тебе!
КЛ: Как вы думаете, Руслан: можно устать от поклонниц?..
РБ: Посмотрим. Все только начинается.
КЛ: И последний вопрос. Очень серьезный, прошу заметить. Та единственная, которую вы до сих пор не встретили, какой должна быть внешне и внутренне?
РБ: Учитывая современные тенденции, очень хочу, чтобы она была женщиной. И внешне, и уж тем более — внутренне.
Татьяна Строганова
фото ТНТ
Журнал «Ключевые люди» (февраль, 2014)
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru