Игорь Ярцев. Закулисье-2. «Мастер настроения»

Вопросом «как создать настроение?» знаменитый челябинский шоумен впервые озадачился еще в детстве, когда пытался развеселить друзей. По мере взросления начал понимать: доморощенные шутки и анекдоты — дело хорошее, но чтобы поднимать настроение большому количеству людей, надо подходить к вопросу серьезно и ответственно. И стал профессионалом, овладев сразу несколькими «развлекательными» специальностями. В гостях у редакции Игорь Ярцев, бессменный ведущий главной сцены Ильменского фестиваля, сценарист премии «Светлое прошлое», режиссер праздников и шоумен.

— У вас столько профессий! В каждой стопроцентная реализация?

— На самом деле все это практически одна профессия. В дипломе ЧГАКИ она называлась «Режиссер-организатор праздников и театрализованных представлений». Просто кто-то специализируется как сценарист и работает только с текстовым материалом. Другим интересно воплощать написанное сценаристом — подбирать для шоу артистов, технарей, находить сценические приемы, руководить постановочным процессом. Третьи успешно работают ведущими. Я сочетаю в себе все эти качества. Сложно, конечно, с одной стороны... С другой — проще работать, когда сам сочинил-написал-срежиссировал-провел. Все свои недочетики и слабые места в программе знаешь, потому казусов не бывает. Или почти не бывает — все еще зависит от команды, с которой работаешь.

 — Мне кажется, вы всегда улыбаетесь... Прирожденный оптимист?

— Жена сказала как-то про меня — «патологический оптимист». Уныние вообще-то грех. И тягчайший. Стараюсь не унывать. А к пессимистам отношусь с пониманием и жалостью... Все люди разные, каждый имеет право на свое отношение к жизни.

— Я слышала, Игорь, теперь вы еще и преподаете «Хорошее настроение»?

— Ну «преподаете» — это сильно сказано. Просто делюсь своим 25-летним опытом с коллегами. Работаю в областном центре народного творчества специалистом по клубному развитию. Раз в месяц собираю культработников области на семинары школы «Игровая среда». Говорим о режиссуре праздников, технологии творчества, сценарном мастерстве разного масштаба: от детского утренника до новогоднего или свадебного банкета, корпоративного действа. Вообще, есть такая специальная профессия — «режиссер праздников». Отличий от профессии «театральный режиссер» масса.

— Что сложнее?

— Все сложно. Кто лучше: слесарь или токарь? Оба работают с металлом, но по-разному. И в театре, и в массовом празднике своя специфика. Много лет сочиняю, готовлю и веду праздничные мероприятия. Технология такого творчества мне понятна и знакома. А в театральной режиссуре, боюсь, наломаю дров (смеется).

— Какие критерии помогают сделать вывод, что праздник удался?

— Режиссер концерта-представления очень часто находится за кулисами и с точки зрения зрителя видит свое «детище» только на репетиции. Потому об удаче или неудаче приходится судить по отзывам. Так же и на массовом празднике. Только от зрителей узнаешь, удалось ли создать атмосферу.

— А откуда берутся идеи создания атмосферы праздника?

— Они берутся из умения фантазировать, из русского языка. Все зависит от того, какой литературной базой, начитанностью (а значит — грамотностью) обладает режиссер-изобретатель-сценарист. Технология достаточно проста, если знаешь способ фантазирования, придумывания. Но для этого надо, как минимум, владеть русским языком, обладать знаниями. А знания берутся откуда? Из книг.

— Молодежь не любит читать. Как с нею работается?

— Ну что-то же читают. Говорят, есть история мировой литературы в ста страницах, обзор произведений... Кто-то, прочитав такое, считает себя образованным. Отсюда уровень профессионализма сценариста или ведущего, дескать «массам нравится — и ладно». Но надо помнить о призыве Станиславского: «Артист не должен опускаться до уровня публики, а должен подтягивать публику до своего уровня». Кто-то считает, что после Comedy club можно со сцены говорить все, что угодно... Я с этим не согласен. Должна быть культура. Кроме того, любой праздник строится по законам драматургии. Многие люди, даже профессионалы, забывают об этом, работая по принципу «слепила из того, что было».

— Думаю, создатели Comedy club уверены, что выдают продукт высокого культурного уровня...

— Там есть гениальные ребята и в плане актерства, и в плане авторства неординарно мыслящие. У меня нет к ним никакого негатива. Однако материться в микрофон я не буду... Есть люди, которые могут, ведя банкет, выражаться нецензурно — а зря. Тем более, если в зале дети... Русский язык настолько богат, что и без матерщины можно сказать забавно и любого хама поставить на место.

— А у мастера настроения дома всегда хорошая атмосфера?..

— Дома настроение зависит от многих факторов: как здоровье домочадцев, как работа сделалась, как жена посмотрела — не косо ли... Иногда настроение не очень... Но когда в доме дети, «острые углы» как-то сами собой сглаживаются. Потому что дети — счастье. Даже если «трояк» из школы принесли, даже если огрызаются и ленятся больше меня... А вообще настроение дома зависит от мужчины. Умного мужчины. Хитрого мужчины. Женщина воспринимает все всегда сначала сердцем, а уж потом умом. Потому нашему брату надо быть умнее и хитрее. Хотя бы из чувства самосохранения не допускать конфликтов и все свои рабочие сложности оставлять за порогом. Инстинкт самосохранения, точнее сохранения собственной нервной системы, всю жизнь заставляет меня стараться избегать склок и скандалов.

— Получается, вы хитрый? Или умный?

— Я?.. Даже и не знаю.

— А жена как думает?

— Тем более понятия не имею. Кто вообще знает, что думает о муже жена? Она у меня критик. Может, считает хитрым... А я в номинацию «Умные» и не рвусь. Только дураки убеждены, что они умные. Между тем Сократ сказал на излете жизни: «Я знаю, что я не знаю ничего».

Татьяна Строганова.
Фото автора.
mediazavod.ru

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru