Автоэвакуация: конец монополии

Южноуральские парламентарии рассмотрели проект закона об эвакуации автомобилей на штрафстоянку. В закон «О порядке перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранения и возврата» будут внесены существенные изменения.

Сегодня в Челябинске эвакуацией автомобилей и их хранением на специализированной стоянке занимается единственное предприятие. После вступления закона в силу будет составлен реестр таких организаций. В него смогут попасть все, кто подаст заявку и будет соответствовать требованиям. В частности, для осуществления этой деятельности необходимы земля под специализированную автостоянку и эвакуаторы. Формировать и вести реестр будет правительство Челябинской области.

По словам председателя комитета по промышленной политике Андрея Самсонова, конкурентная среда приведет к созданию штрафстоянок во всех районах города. Нарушитель сможет быстрее вернуть свой автомобиль. Кроме того, плата будет фиксированная, вне зависимости от того, из какого района города привезли автомобиль. До принятия закона нарушители платили за каждый километр от места эвакуации до штрафстоянки 190 руб./км. При этом стоимость хранения на штрафстоянке составляла 37 руб./час.
Прокомментировать нововведения мы попросили директора ООО «Автоюрист» Александра Кужелева:

— Я полагаю, что этот законопроект, а в дальнейшем и закон вполне будет отвечать требованиям автовладельцев. Отсутствие монополизации, на мой взгляд, большой плюс. В частности, будет возникать меньше сложностей, связанных с возвращением своего автомобиля. При нынешней системе эта процедура занимает много времени и подразумевает немалые траты. Впрочем, не будем спешить с выводами. Ясность внесет время. Как показывает практика, всякое новшество может иметь неожиданные подводные камни. Всегда находятся недовольные.

Рядовые автомобилисты едины во мнении — парламентарии на верном пути. Нет ничего хорошего в монополии на принудительную эвакуацию машин на штрафтоянку. Особенно, если владелец этой монополии связан кровными узами с высоким правоохранным начальством. Однако есть еще один немаловажный нюанс, который вызывает множество споров. До какого момента автовладелец может забрать свое автотранспортное средство у сотрудников службы эвакуации, избежав принудительной транспортировки автомобиля? Согласитесь, заплатить штраф за нарушение ПДД — это одно, а оплачивать помимо этого транспортировку и стоянку — совсем другое дело, связанное с большими временными и финансовыми тратами. Так есть ли у автовладельца возможность предотвратить отправку транспортного средства на штрафстоянку? Свои соображения на этот счет мы попросили высказать автоэкспертов.

Профессор кафедры эксплуатации автомобильного транспорта ЮУрГУ, кандидат юридических наук Владимир Городокин:

— В общем случае эвакуацию транспортного средства с места нарушения Правил дорожного движения следует рассматривать как действия, выполняемые в несколько этапов:

  • Фиксация правонарушения.
  • Принятие решения об эвакуации.
  • Выбор типа эвакуатора.
  • Организация подхода к эвакуируемому транспортному средству и выбор позиции.
  • Технический контакт с эвакуируемым транспортным средством (фиксация, зацеп, захват…).
  • Перемещение эвакуируемого транспортного средства на эвакуатор (погрузка).
  • Эвакуация (перемещение) транспортного средства к месту штрафной парковки.
  • Разгрузка эвакуируемого транспортного средства.

Исходя из того, что эвакуация подразумевает получение какого-либо материального вознаграждения за проделанную работу, моментом начала эвакуации автомобиля, на мой взгляд, следует считать первичный физический контакт персонала эвакуационной службы с транспортным средством.

Александр Кужелев придерживается иной точки зрения по поводу регламента эвакуации транспортных средств нарушителей:

— Как гласит глава 27 КоАП РФ (Кодекса об административных правонарушениях РФ), эвакуация — это не санкция, а мера обеспечения по делу, дабы правонарушитель не совершал правонарушение вновь, либо чтобы сохранить его имущество. Соответственно, не важно, помещен автомобиль на эвакуатор или он уже начал движение с помещенным на него автомобилем. Если есть лицо, допущенное к управлению данным автомобилем (вписан в полис ОСАГО и имеет водительское удостоверение соответствующей категории), то ему должны передать автомобиль вместе с протоколом об административном правонарушении, указанием нарушения ПДД РФ и санкцией за данное правонарушение.

Как правило, на деле в нарушение закона все происходит наоборот. И это вполне объяснимо, так как при передаче автомобиля лицу, имеющему право на его управление на законном основании, у должностных лиц возникает вопрос: на кого составлять протокол об административном правонарушении? Ведь владелец ТС может его оспорить: мол, не я оставил автомобиль в неположенном месте, а водитель такой-то... Что в свою очередь приведет к истечению сроков привлечения к административной ответственности реального правонарушителя (ст. 4.5 ч. 1 КоАП РФ). По старой системе все гораздо проще. Забрали автомобиль даже при лице, допущенном к управлению данным ТС, или при собственнике —так или иначе он приедет за авто. Но пока не оплатит штраф, а также расходы за эвакуацию и хранение, свое авто он не получит. А оплатил — значит согласился с правонарушением. Соответственно жалоб нет, а прибыль есть.

Проблема перезагруженности автотранспортом актуальна для большинства развитых стран мира и во многих из них принудительная эвакуация автотранспортных средств на штрафные стоянки также является вполне обычным делом. Однако в каждой стране эта процедура имеет свои особенности. А во многих случаях проблема и вовсе решается более простым способом, когда практически любое свободное для парковки автомобиля место является платным.

В центральных районах многих европейских столиц владельцы машин вынуждены заблаговременно приобретать у местных властей специальные дорогостоящие наклейки, дающие разрешение на парковку в определенном месте в течение определенного срока. В противном случае законный владелец оплаченного парковочного пространства имеет право вызвать эвакуатор.

Особой оригинальностью, к слову, отличается практика дорожных служб Рио-де-Жанейро. Бразильские инспекторы не взимают штрафов, но приклеивают на лобовое стекло автомобиля-нарушителя плакат с надписью «Здесь стоянка запрещена!». Суть наказания состоит, однако, не в муках совести. Дело в том, что используемый клей очень плохо поддается какому-либо внешнему воздействию.

Итак, законопроект будет дорабатываться в течение месяца. В конце ноября депутаты Законодательного Собрания рассмотрят его во втором и третьем чтениях. Хочется верить, что парламентарии учтут все нюансы, в результате чего долгожданный закон будет в меру суров и максимально справедлив. Хотя, конечно, лучший способ предотвращения принудительной эвакуации авто — не нарушать правила.

Татьяна Строганова.
Рисунок Юрия Прожоги

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru