Прима-балерина челябинского театра оперы и балета имени М.И.Глинки Татьяна Предеина танцует уже тридцатый (!) сезон. Ученица Екатерины Максимовой, народная артистка РФ входит в топ-5 рейтинга известных женщин Челябинской области. А в историю российского балета она вошла, как первая действующая прима, ставшая кандидатом наук.
Свою диссертацию по искусствоведению Татьяна писала в гримерной в перерывах между репетициями и выступлениями — по сути, в экстремальных условиях. Впрочем, к экстриму балерина привыкла с детства. Может быть, поэтому смогла много часов кряду простоять на пуантах на столе, держась за гардину... Наш разговор сегодня о жизни на сцене и за сценой.
Досье РГ
Татьяна Предеина — народная артистка России, кандидат искусствоведческих наук, балетный педагог. Родилась в Челябинске в семье служащих. В 1986 году окончила Пермское хореографическое училище по классу педагога Людмилы Сахаровой. В 1990–1996 годах была солисткой театра «Кремлевский балет», где ее педагогом-репетитором стала Екатерина Максимова. С 1994 года танцует в Челябинском театре оперы и балета имени М.И.Глинки. В 2007 году получила высшее образование, окончив Московскую государственную академию хореографии, и поступила в аспирантуру. С 2008 года преподает в Челябинском государственном институте культуры. Удостоена Ордена Дягилева I степени «За пользу русской культуре», учрежденного благотворительным фондом «Дягилевъ-центр».
— Творческий век балерин недолог. До какого возраста можно танцевать, по вашему мнению?
Вот уже более 30 лет она блистает на сцене, и 25 из них — на сцене Челябинского театра оперы и балета им. М. И. Глинки. Регалий не счесть! Любовь зрителей безгранична! За неделю раскупаются билеты на ее спектакли и гала-концерты. Народная артистка Татьяна Предеина входит в топ-5 рейтинга известных женщин Челябинской области. Одним словом — достояние Южного Урала. Между тем на ее гримерке нет даже именной таблички. Наверное, все давно привыкли к скромности примы и считают, что это лишнее... А ей и думать об этом некогда — бесконечный цейтнот!
— Вы стали первой в России действующей примой, получившей ученую степень. Как-то изменилась жизнь?
— В принципе, не изменилось ничего. Разве что появилась еще одна корочка в шкафу (смеется). Но мне это было интересно, я этим занималась с удовольствием. Развиваться ведь можно в разных направлениях. Наверное, странно звучит словосочетание «наука и балет». Однако у меня уже есть последователи. Солистка балета Большого театра Дарья Хохлова, которая знакома челябинским зрителям, защитила кандидатскую диссертацию по искусствоведению.
Поэт, сценарист и драматург Сергей Плотов умеет варить кашу из топора. Вообще есть такое ощущение, что этот человек вытащил козырную карту из колоды Судьбы. 12 лет назад он уехал из Челябинска в столицу навсегда. Теперь на его московском творческом счету две оперы, пять пьес, более десяти мюзиклов и почти две книги. Лауреат народной премии «Светлое прошлое» рассказывает о своих новых проектах и дает совет менее удачливым писателям.
Из досье
Сергей Плотов родился 25 мая 1961 года в Омске. Окончил Омское музыкальное училище по специальности «Актер драматического театра». Пел куплеты на эстраде. Выступал в жанре конферанса. Работал в Хабаровском ТЮЗе и в Челябинском театре кукол. Один из создателей нашумевшего в свое время творческого дуэта «Черный театр». Сценарист многих популярных сериалов и нескольких комедий, снятых с такими режиссерами, как Э. Рязанов, А. Сурикова, А. Барщевский, Э. Радзюкевич.
— Последний раз мы встречались с вами семь лет назад на вручении премии «Светлое прошлое». Что интересного произошло в вашей жизни за это время?
Фестиваль «CHELоВЕК ТЕАТРА», прошедший в Челябинске уже в пятый раз, по традиции стал ярким культурным событием. Это уникальный формат. Участники театрального форума не соревнуются. Все они априори лауреаты. В итоге внимание концентрируется именно на лабораторном процессе — разговорах, спорах, битвах даже за какие-то «ключики» в работе с артистом. Художественный руководитель НХТ и фестиваля «CHELоВЕК ТЕАТРА» Евгений Гельфонд делится впечатлениями и рассуждает о современном театральном искусстве.
— Фестиваль — это всегда дело живое. Как бы он ни прошел, всегда хочется лучшего, — рассказывает Евгений Михайлович. — Плюсы и минусы сложно выявить, хотя они, конечно, есть, как и в любом процессе. Но тут минус может обернуться плюсом. Тот коллектив, который, ну скажем так, не получает высокой оценки экспертов, вдруг оказывается в центре внимания, и его творчество становится серьезным поводом для обсуждения, поскольку «CHELоВЕК ТЕАТРА» все-таки фестиваль—лаборатория спектаклей малых форм. Для нас предметом исследования является роль актера на сегодняшней сцене. Мы много общались, разбирали работы друг друга. А поскольку у нас обсуждения открытые, зритель тоже имел возможность поучаствовать, попасть в методологическое закулисье, вникнуть в суть профессии и найти для себя какие-то ответы.
Уходящий год преподнес сюрприз скромному южноуральскому художнику Александру Суханову, никогда и не мечтавшему о славе и почестях. О творчестве самородка из Сатки, пишущего картины на половиках, вдруг заговорили в «высоком штиле» на региональном и федеральном уровнях.
Волна интереса электронных и печатных СМИ в 2017 году, похоже, будет только набирать мощь. Ведь в числе его фанатов много известных людей, включая Захара Прилепина, впереди несколько персональных выставок и создание Клуба любителей живописи имени Александра Суханова.
В чем же секрет феномена внезапной славы? С этим вопросом мы обратились к известному челябинскому галеристу Николаю Перевозчикову, в частной коллекции которого более тысячи работ саткинского художника.
— Судя по количеству картин Суханова в вашей галерее, вы раньше всех поняли, что речь идет о гениальности?..
Челябинская рукодельница за пять минут может скрутить куклу из любой тряпицы. О чудодейственных свойствах игрушек, созданных Светланой Ахметгареевой, уже ходят легенды...
Досье
Светлана Витальевна Ахметгареева — педагог дополнительного образования. Получила квалификацию швеи-мотористки в школьном возрасте. Выпускница ЧПИ. В 1993 году окончила курсы кройки и шитья (квалификация «Портной-закройщик»). С 2000 года работает в коллективе мягкой игрушки «Радужка» Дворца пионеров и школьников им. Н.К.Крупской. С 2002 года ведет занятия по вязанию, изготовлению кукол и сувениров в студии народного творчества «Родники». За личный вклад в воспитание подрастающего поколения награждена благодарностью администрации Челябинска и благодарственным письмом ЗСО. Замужем. Два сына, трое внуков.
Кукольница Светлана Ахметгареева получила известность в нашем регионе благодаря высокому уровню профессионального мастерства. Она активно участвует в городских и областных мероприятиях: проводит открытые уроки, семинары, мастер-классы по изготовлению традиционных и авторских кукол, является членом жюри различных детских конкурсов прикладного творчества и научно-исследовательских работ. Разрабатывает методические пособия по изготовлению пряничной игрушки, кукол и сувениров на основе традиционной народной технологии. Стрекоза, бабочка, медведь, зайчик, цветок... — любая работа спорится в ее руках. Это раньше кукла была исключительно женским образом. Теперь же игрушка-закрутка может быть любая.
Досье
Елена Рай родилась 13 января 1958 года в Челябинске. В 1978 году окончила профессиональную школу художественной вышивки (Торжок) по специальности «Мастер ручной, машинной вышивки и золотного шитья». По 1981 год работала художником по вышивке на фабрике художественных промыслов (Северная Осетия, Орджоникидзе).С 1981 года трудится во Дворце пионеров и школьников им. Н.К. Крупской, руководит коллективом «Народная вышивка». В 1988 году окончила Магнитогорский педагогический институт по специальности «Учитель черчения, рисования». С 2004 года — руководитель студии народного творчества «Родники». Педагог высшей категории.
Награждена Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ и управления по делам образования Челябинска за I место в номинации «Педагог дополнительного образования» городского конкурса профмастерства «Сердце отдаю детям». Замужем. Трое детей, четверо внуков.
Вот уже 36 лет златошвейка Елена Рай приобщает детей к народной культуре. Активно пропагандирует опыт студии народного творчества «Родники», участвуя в работе семинаров, мастер классов, выставок, конференций. Изучает современное состояние декоративно-прикладного творчества Челябинской области, знакомит своих коллег с проблемами и новыми тенденциями.
За высокие профессиональные достижения в области художественного образования, личный вклад в подготовку художников и творческое отношение к делу челябинец Сергей Панарин не раз был отмечен грамотами и благодарностями. Однако самая важная награда для мастера — талантливые ученики.
Досье
Сергей Владимирович Панарин родился 21.03.1960 в городе Октябрьский БАССР. Окончил детскую художественную школу и Лениногорское художественно-педагогическое училище. Служил в рядах ВС. Выпускник Магнитогорского ордена «Знак Почета» государственного педагогического института по специальности «Черчение и рисование». В 1988 году был принят на работу в Челябинское художественное училище. Заведующий отделением Декоративно-прикладного искусства и народных промыслов факультета изобразительного искусства ЮУрГИИ им.П.И.Чайковского. Награжден почетными грамотами губернатора Челябинской области, ЗСО и администрации Челябинска. Участник многих выставок прикладного искусства. Лауреат Всероссийского конкурса мастеров декоративно-прикладного творчества и традиционных ремесел «Урал мастеровой». В 2014 году присвоено звание «Народный мастер-ремесленник Челябинской области». Женат, трое детей, четверо внуков.
Когда он влюбился в дерево, теперь уж, наверное, и не вспомнить. С детских лет пытался что-то строгать ножичком. А по-настоящему увлекся резьбой во время учебы в училище, где в числе других техник освоил и маркетри (мозаика из тонких пластинок ценных пород дерева. — Авт.)
В этой истории с захватывающими криминальными сюжетами много мистики и тайн. Но разгадка непременно будет найдена, потому что союз интуиции и логики неизменно дает удивительный результат.
На ТВ-3 идет показ авантюрной драмы «Анна-Детективъ», которая переносит телезрителей в XIX век. В то время взятки брали разве что борзыми щенками, следствие вели с азартом, погони были без «мигалок», а опознание преступника проходило по форме ушей и носа, ведь криминалистика еще только зарождалась.
Эксперт-взрывотехник знает, как вывернуть наизнанку каменную душу.
В Государственном историческом музее Южного Урала работает персональная выставка Леонида Грушина «Настроения осени». Известный челябинский эксперт-криминалист увлекается живописью с начала 90-х годов прошлого века. Большую роль в творческом становлении Грушина сыграли два знаменитых челябинца: деятель культуры, один из руководителей проектного института Юрий Трахтенберг и начальник милиции города Валерий Пустовой. В благодарность самодеятельный художник посвятил их памяти свою первую в жизни «персоналку».
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2018 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором. stroganova2 @ yandex.ru
Сделано в веб-студии Юрия Прожоги Prozhoga.ru