Создано 04 Октябрь 2011

Игорь Ярцев

Его мастерская авторских праздников «Добрый день» работает без выходных и перерывов. С утра до ночи и с ночи до утра. Известный шоумен, бессменный ведущий легендарной «Ильменки» Игорь Ярцев делает праздники любых масштабов — от корпоративных частушек до губернаторского приема, от свадьбы до площадного представления. Наш разговор сегодня — об особенностях профессии «мастер разговорного жанра», свадебных нюансах и секретах семейного счастья.

Шоумен, режиссер, сценарист... У вас столько ипостасей! Расставьте приоритеты.

— По духу, я, конечно, затейник, а по профессии режиссер и сценарист праздников. Ну... режиссер-универсал, скажем.

— Почему на вашем персональном сайте нет даже упоминания о том, что 17 лет «Ильменку» ведете? Громкая характеристика...

— Да зачем? Это уже называется «пыжиться» (смеется). Понятно, что на «Ильменке» нужен харизматичный, бойкий, емкий ведущий, который тему понимает. Но для меня это — работа, что называется, за идею. Я ведь каэспешный с младых ногтей. Если биографию ковырнуть, несложно понять, почему мимо «Ильменки» пройти не мог.

— Главное — «Ильменка» не смогла пройти мимо вас. Хотя, в общем-то, выбор шоуменов довольно велик...

— Меня терпят, и спасибо за это фонду Олега Митяева. Человек я сложный, разбросанный, не всегда могу сконцентрироваться. Сейчас вот навалилось три сценария, и все вчера сдать надо... Но в целом, полностью согласен с Фаиной Раневской: плохо сделанная работа... — деньги проешь, а стыд останется. Знаете, время от времени я пытаюсь перестать понтоваться и пыжиться. Это происходит, конечно, периодически, но прежде я был очень фанфаронистый павлин. Что-то послужило причиной попыток перестать корчить из себя «звезду». Конечно, как говорят, «звезд понахватал»: лауреат международного, всероссийского, регионального, областного конкурсов ведущих развлекательных программ... «Ну и что из этого?» — задаю сам себе вопрос. Не в этом ценность. Есть очень много умных талантливых людей, но не порядочных. Хотя вроде как одно от другого должно зависеть.

— Сколько свадеб провели, не подсчитывали?

— Специально не подсчитывал. Забавно мне, когда кто-то из шоуменов заявляет: «Я со своими молодоженами поддерживаю связь». Может быть, оно так и есть, но... Когда ко мне подходят на улице и говорят «здравствуйте, помните, вы у нас семь лет назад свадьбу вели?», отвечаю: «Здравствуйте! Конечно, я вас не помню, вы уж простите, братцы». Когда около тысячи свадеб в послужном списке, разве всех женихов и невест упомнишь?

— Цифра впечатляет. Вы уже сделали вывод: от чего зависит счастье молодоженов?

— Совершенно непредсказуемо! Некоторые мои коллеги утверждают, ставя себе в заслугу: «Мои свадьбы не разводятся». Чушь полная! Столько разных факторов, каждый день какие-то изменения происходят. Когда стараются друг друга перевоспитать — это часто ведет к развалу семьи. Не надо пытаться кого-то переделать под себя, надо... смириться. Это очень по-христиански. Кто-то не умеет прощать — тоже страшная штука. Человек сам себя съедает. Почему жене муж изменил, а мужу — жена? Не потому что она сволочь или он — гад. Что-то внутри случилось, переклинило в душе, что-то не совпало.

А от роскоши, размаха свадьбы счастье может зависеть?

— Ну что по челябинским меркам роскошь? Привезти эстрадную «звезду» попеть на свадьбе? Не показатель. Мне и в школьной столовой доводилось свадьбы вести. Соглашался, потому что это тоже люди и у них счастливое событие. От роскоши счастье уж точно не зависит. И уж тем более оно не зависит от тамады на свадьбе. Ведущий должен четко и честно делать свое дело. Остроумно, ненапряжно. Гостей не грузить собой, любимым. И главное — быть всегда в хорошем настроении. Я студентов этому учу. Приходите вести свадьбу-банкет — все свои проблемы оставляйте за порогом. В первую минуту вам должны уже люди улыбнуться. Если не получилось, есть еще пара минут. Если опять не получилось, есть полжизни, чтобы сменить профессию. По-другому никак. Человек, ведущий свадьбу, обязан вызывать симпатию.

— Вино жених пролил на платье невесты, соль рассыпалась... С этим что делать?

— Есть вера, а есть суеверия. Приметы — чепуха полная! На этот счет лучше не грузиться, а... шутить. «Левая рука чешется — к выпивке, правая — к деньгам. А если и та, и другая — значит, к выпивке на халяву». Есть, правда, и у меня ритуал. Если «работаю» большую сцену, перед выходом стучу об пол. Дескать, пустите меня. Сцена — это материя другая. Живая материя.

— Вы сам — отличный семьянин, трое детей... Личная история любви, наверняка, красивая?

— Я кое-какой семьянин. Достаточно большой халявщик в отношении семейных дел. А история любви есть. Шесть утра 9 мая, город Троицк, «вечный огонь». Собрались ветераны и творческий бомонд, который для них пел и плясал. Я исполнял под гитару «В осеннем парке городском вальсирует листва берез...» Красивая девушка Женя играла на скрипке... Перебросились двумя словами — и понял, что без этого человека жить не смогу. Так с шести утра девятого мая 25-й год уже вместе.

— Редкое торжество обходится без горячительных напитков. Вы с ними в каких отношениях?

— Отвечу словами Макаревича: я испытал все состояния, даруемые алкоголем, и ничего нового для себя каждый раз не открываю. Просто теперь я понимаю, что эти отношения надо дозировать. Тем более, что за рулем уже четыре года.

— На свадьбах вы повидали виды. Бывали, наверное, и драматические моменты в контексте застолья?

— В прошлом месяце на свадьбе разодрались два балбеса. Второй случай в моей двадцатипятилетней практике. Ребята уже подпитые пришли на торжество. Для меня пьяный гость на свадьбе — это грустно, как минимум — помеха. Впрочем, он может быть и моим «костылем». Могу на нем отыгрываться, шутить на забаву публики, если понимаю, что человек с чувством юмора.

— Поговорим об общих свадебных тенденциях...

— Пока еще по-прежнему мальчик женится на девочке. Хотя в Японии уже официально ввели средний пол. Жуткое дело! Ничего такого общего, все люди очень разные. И клиенты разные. Бывают до занудства пытливый клиент, который просит рассказать ему все о сценарии до мелочей. Боится, как бы чего не вышло. К счастью, такие закомплексованные, запуганные люди встречаются редко.

— Вы не только ведущий торжеств, но часто еще и поете «живьем» на этих торжествах. Артисту с большой буквы сложно было привыкнуть выступать перед жующей публикой?

— Первые свои деньги в жизни я заработал, играя в ресторане на бас-гитаре. Так что уже с тех пор у меня стойкий иммунитет. Артист, выступающий перед жующей публикой, самодостаточен. В любой компании, даже очень пьяной, есть человек трезвый, который тебя слушает внимательно и оценивает. Он — мой «маячок». От комплекса неполноценности нужно избавляться, если он есть. Если публика жующая, это совсем не означает, что ты плохой артист. Если кого-то в детстве пороли, это не значит, что он дебилом вырастет. Пушкина — интересно — пороли?..

— Затрудняюсь сказать. Но вас-то, думаю, точно не пороли.

— Я был долгожданным ребенком. Меня кормили сгущенкой со сметаной. Поэтому к несчастью бабушки, обмен веществ у меня никакой. В армию не взяли по смешной причине: аллергия на полынь и лебеду. А они везде растут, даже в тундре. Был вариант отправить служить в морфлот — но у меня и на рыбу аллергия.

— Тостов вы знаете бесконечное множество. Специально их заучиваете?

— Первую свадьбу провел в 20 лет. Помню, тогда доказывал приятелям, что тост могу сочинить на любую тему. Причем сходу. В этом смысле с тех пор мало что изменилось.

— Ловлю на слове. Придумайте тост на тему... нашего интервью.

— Легко! Интервью обычно содержит вопросы и ответы. Так выпьем же за то, чтобы ответы соответствовали вопросам!

Татьяна Строганова.
Фото автора.

 

Комментарии:

Автор сайта

Цитата:

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

2010—2017 © Татьяна Строганова. 
Перепечатка материалов только по договоренности с автором. 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сделано в веб-студии Юрия Прожоги Prozhoga.ru