Культура → Я не буду делать вуду…
Создано 20 Декабрь 2016

Челябинская рукодельница за пять минут может скрутить куклу из любой тряпицы. О чудодейственных свойствах игрушек, созданных Светланой Ахметгареевой, уже ходят легенды...

Досье
Светлана Витальевна Ахметгареева — педагог дополнительного образования. Получила квалификацию швеи-мотористки в школьном возрасте. Выпускница ЧПИ. В 1993 году окончила курсы кройки и шитья (квалификация «Портной-закройщик»). С 2000 года работает в коллективе мягкой игрушки «Радужка» Дворца пионеров и школьников им. Н.К.Крупской. С 2002 года ведет занятия по вязанию, изготовлению кукол и сувениров в студии народного творчества «Родники». За личный вклад в воспитание подрастающего поколения награждена благодарностью администрации Челябинска и благодарственным письмом ЗСО. Замужем. Два сына, трое внуков.

Кукольница Светлана Ахметгареева получила известность в нашем регионе благодаря высокому уровню профессионального мастерства. Она активно участвует в городских и областных мероприятиях: проводит открытые уроки, семинары, мастер-классы по изготовлению традиционных и авторских кукол, является членом жюри различных детских конкурсов прикладного творчества и научно-исследовательских работ. Разрабатывает методические пособия по изготовлению пряничной игрушки, кукол и сувениров на основе традиционной народной технологии. Стрекоза, бабочка, медведь, зайчик, цветок... — любая работа спорится в ее руках. Это раньше кукла была исключительно женским образом. Теперь же игрушка-закрутка может быть любая.

Светлана Витальевна — призер городского конкурса профессионального мастерства специалистов воспитания и дополнительного образования «Сердце отдаю детям», участник и дипломант различных выставок и фестивалей. Не отстают от наставницы и ее многочисленные воспитанницы, которые часто становятся призерами городских и областных конкурсов прикладного творчества.

А увлеклась Светлана шитьем еще в детстве. В пять лет впервые взяла в руки нитку и иголку и расставаться с ними не собирается.

— Однажды моей маме из Индии привезли метра три очень красивой ткани... — вспоминает Светлана Витальевна себя в восьмилетнем возрасте. — Сначала я раскроила платье — оно не понравилось. Из него сделала юбку и фартук — опять не понравилось. В итоге смастерила купальник. Впрочем, не понравился и он. Маме жалко было, конечно, ткань — в ту пору материалы же были в дефиците. Но не помню, чтобы меня ругали. В итоге и остатки отреза ушли на кукольные одежды.

В старших классах в то время практиковалось дополнительное обучение, дававшее специальность. На занятия Светлана проходила в ателье, там девочки могли даже принимать заказы. В основном это были фартуки и халаты. Света очень быстро и качественно справлялась с задачей сделать правильный шов и всегда получала «пятерки». Но по окончании школы свою жизнь она решила связать с педагогикой. И, конечно, представить себе не могла, что на этом пути ей поставят мощную подножку.

Семья жила в то время в Новокузнецке. Светлана подала документы в пединститут. С русским языком и литературой никогда не было проблем. Стихи, сказки, прозу в школьные годы писала, кое-что даже публиковалось в прессе. Вступительное сочинение по «Евгению Онегину» на одном дыхании написала, ведь это произведение знала наизусть. И вдруг результат — «два». Это был шок. Когда стали выяснять, в чем дело, услышали вердикт: «Ребенок просто не может так идеально написать...». В общем, заподозрили в списывании. Но до апелляции из-за детской обиды дело не дошло. Как только увидела «двойку» — для себя сразу решила, что в пед поступать больше не будет, тут не оценили. И тогда исполнила мечту дедушки — поступила в Сибирский металлургический институт на очень престижную специальность «Электропривод и автоматизация промышленных установок». На третьем курсе вышла замуж, переехали в Челябинск (муж по направлению попал на ЧЭМК) и оканчивала уже ЧПИ. Но в педагогику судьба Светлану Витальевну все равно привела. К слову, предрасположенность к педагогике и к творчеству у нее наследственная. Мама преподаватель биологии и химии, занималась керамикой, флористикой, а, выйдя на пенсию, стала писать картины по бересте. Дедушка преподавал черчение и очень хорошо рисовал. Бабушка и вовсе была знаменитой белошвейкой.

Когда младший сын подрос, решила пойти работать с детьми. Знакомая посоветовала Дворец пионеров и школьников. «Как же без специального образования и без стажа?..» Но все же решилась. Показала свои работы, написала программу и... вот уже 16 лет занимается любимым делом. Руководит работой 14 групп: изготовление кукол и сувениров, вязание, народная кукла и мягкая игрушка... Кроме того, проводит занятия с четырьмя группами «Интеграция» из школы № 1. В этом году наплыв большой. Дети хотят еще и дополнительно заниматься.
— Работы у детей разного уровня, есть и те, которые побеждают на международных конкурсах, — комментирует Светлана Витальевна. — Пятиклассница Маша Тютенкова сложные работы делает. Недавно стала лауреатом международного конкурса Ассамблеи искусств, проходившего в Питере. В этом году прямо творческий всплеск наблюдается. Даже дети первого года обучения выдают шедевры. В первую очередь учу девочек не бояться ткани. После получения каких-то элементарных навыков шитья, в принципе, можно сделать любую куклу и из любого подручного материала.

Конечно, много самообучением занималась. Когда пришла во Дворец, в первые два года всю литературу по психологии и педагогике в библиотеке прочитала. Кроме того, в Челябинске в то время два раза в год проводились курсы для кукольников со всей России. Повезло, одним словом. Не выезжая из города, участвовала в работе всех семинаров, училась у многих знаменитостей. Освоила все технологии создания современной куклы, работала и с пластиком, и с паперклеем, но больше все же нравится кукла текстильная. Казалось бы, знает уже все конструкции, но готова учиться и находится в поиске. Потому и журнал «Кукольный мастер» очень нравится — там всегда есть что-нибудь новенькое.

— Что самое сложное в работе с детьми? Некоторые нервничают, если что-то не получается...

— Стараюсь как-то предугадывать такие ситуации. Нечаянно могут, конечно, и бисер рассыпать... Но я детей никогда не ругаю. Это моя принципиальная позиция. Объясняю, что все можно исправить и сделать хорошо. Порой я сталкиваюсь с другим интересным моментом — с генетической памятью. Ребенок, впервые пришедший на занятие, уже знает, как делать куклу. Руками может и не получается ее мастерить, но четко рассказывает мне последовательность действий. Это просто удивительно! Особенно, когда потом начинаешь общаться с бабушками и мамами и выясняется, что они не умеют делать традиционную куклу. Откуда тогда эти знания?

— А как избежать обид, когда выбираете лучшую работу для выставки?

— Дети сами выбирают.

— Но ведь кто-то убежден, что его игрушка лучшая... Да что там — каждый убежден!

— Иногда устраиваем голосование. Правда, дети, есть дети — часто себя пишут или фамилию подружки. Но, как правило, обид нет. Вместе оцениваем и делаем выбор. Кроме того, девочки самодостаточны. Для детей начальной школы участие в выставке — не повод для мечтаний. Готовы сразу работу домой забрать. Это уж я их убеждаю: «Маме очень понравится, если твоя работа будет на выставке». Все игрушки мы потом возвращаем авторам. Счастливый ребенок — педагогическое кредо нашего коллектива.

— Когда-нибудь пытались посчитать, сколько вы сделали кукол?

— Это неблагодарное занятие — их тысячи! Бывает, просят на свадьбу «закрутить» 50-100 кукол, чтобы сделать сюрприз гостям. Или просят символическую куклу, когда не знают, чем удивить именинника. Очень любят кукол в национальных костюмах дарить иностранцам. Часто куклу «на богатство» заказывают. Вот, к примеру, нарядная купеческая кукла с двумя младенцами на руках — на увеличение благосостояния. Вообще традиционная кукла определенных стандартов — размером с палец, с ладошку и в локоть. Вот Толстушка-костромушка, набитая льном, — это оберег от одиночества. Когда она есть в доме, либо замуж выйдешь, либо ребенка родишь. Особенно популярны такие куклы в средней полосе России.

— Там много одиноких женщин?

— Да они везде есть. К слову, одной сотруднице, которая 30 лет не могла выйти замуж, я сделала Костромушку — и через год была свадьба. А вот мужчины и мальчики обожают традиционных кукол с большой грудью — это оберег женского здоровья.

Есть и малоприятная тенденция в творческой жизни Светланы Ахметгареевой. Дело в том, что куклы от нее уходят. Порой даже с витрин выставки...

— Знаете, я спокойно к этому отношусь. Поначалу жалко, конечно, а потом думаю: «Ну и ладно, еще сделаю». Недавно меня покинула современная текстильная кукла сантиметров 70 высотой. Это был изящный мужчина в брюках, рубашке, ботиночках, со сгибающимися пальчиками, и звали его Милый друг. Ну, может, надо кому-то?..

— Товар действительно ходовой. Вы бы могли зарабатывать большие деньги...

— Знакомая как-то открывала магазин и попросила меня сделать несколько кукол. Они ушли влет. Ну а дальше... пока у меня времени нет. Столько занятий с детьми! Они для меня важнее. Первоклассница нарисует чего-то там, а я же должна понять, что это такое, поправить выкройку, чтобы получилось действительно то, что ребенок хотел. А их у меня по 15 человек в группе. Представляете: каждого проконтролировать, каждому помочь... Поэтому, когда прихожу домой, мне не до кукол. Хочется просто лечь и отдыхать. Хотя есть, конечно, интересные творческие задумки, и материал уже подобран. Вы не поверите: у меня дома нет ни одной куклы! Все либо дарится, либо уходит... (смеется).

— Любимчики у вас есть?

— Есть дети, которым больше благоволишь, но они этого не ощущают. Девочки знают, что я их всех люблю. Каждая по любому вопросу с любой проблемой может ко мне обратиться. Будет выслушана и получит подсказку, что делать. Дети это знают и охотно доверяют мне все свои секреты.

— А куклу Вуду вам когда-нибудь заказывали?

— Вы знаете, однажды было такое. Подошла ко мне на мастер- классе журналистка и попросила изготовить куклу Вуду. Я была обескуражена: «Вы вообще знаете, что это такое?..» В славянской культуре не существует плохих кукол, и «плохих» заказов я никогда не делала и делать не буду. Куклы должна излучать только положительную энергетику и приносить людям счастье.

Любопытно
У большинства обережных кукол нет глаз. Согласно поверью, благодаря этому злой дух не имеет возможности заселиться в игрушку. Безликая кукла не может стать орудием темных сил и навредить людям.

Татьяна Строганова.
Фото Татьяны Строгановой.

Автор сайта

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  stroganova2 @ yandex.ru