Все материалы → Персоны → Александр Галибин
Создано 17 Июнь 2005

Александр Галибин — главный режиссер Александринки, популярный киноактер. Родился в Ленинграде 27 сентября 1955 года. Выпускник актерского факультета ЛГИТМиКА и режиссерского отделения ГИТИСа. Театральный режиссер Галибин ставил спектакли на разных сценах страны. Несколько его постановок с успехом идут за рубежом. До прихода в Александринку работал главным режиссером Новосибирского молодежного театра «Глобус». В кино снимается с 1976 года. После выхода на экраны картины «Трактир на Пятницкой» (Пашка Америка) имя Александра Галибина стало известно зрителям. В кинобиографии артиста около сорока картин. Одна из последних ролей (Николай II в киноленте «Романовы. Венценосная семья») была номинирована на «Оскара». Не так давно завершились съемки фильма «Мастер и Маргарита», в котором Александр сыграл Мастера. Женат. Есть две дочери и внучка. 

Мистика продолжает витать над теми, кто прикасается к бессмертному роману Михаила Булгакова. Когда режиссер картины «Мастер и Маргарита» Владимир Бортко выбирал натуру для съемок на Патриарших прудах, с ним случилось странное. Проходивший мимо незнакомец вдруг прошептал загадочную фразу: «Ничего у вас не получится». Согласитесь, было бы нелепо догонять этого человека и спрашивать: «Извините, а вы не черт, случайно?» К счастью, все получилось. Сегодня в гостях у редакции исполнитель роли Мастера известный актер и режиссер Александр Галибин. С ним ничего мистического в жизни не происходит. Вот только Ибсен присутствует на его репетициях и Чехов молча дает советы...

ПОЗВОЛЯЮ СЛУЧИТЬСЯ ТОМУ, ЧТО ДОЛЖНО

— Театральные постановки Александра Галибина вызывают разноречивые мнения. Критики чаще вас хвалят или ругают?

— Я вообще очень спокойно отношусь к критике. Все равно делаю так, как считаю нужным. Давно уже перестал разграничивать хваление и нехваление. Появились какие-то другие критерии.

— Это какие?

— Главное — как я ощущаю материал, актера, который идет за мной. Как ощущаю текст, в конце концов, проблему, которую мы поднимаем. Думаю, это гораздо важнее, чем чей-то вердикт.

— И все же есть человек, к которому вы время от времени, трепеща, обращаетесь с вопросом: «Ну как?»

— Конечно, есть. Это я сам. На самом деле я очень объективен по отношению к своим работам. И с юмором у меня все в порядке.

— Питер вы называете городом своего успеха и страданий...

— Уезжать приходилось часто, и каждый раз, возвращаясь, убеждался, что Питер — один из самых прекрасных городов в мире. Там очень много всего происходило. Достаточно вспомнить, как город строился, как он развивался. Такое количество смертей! Но и побед... Он впитал в себя все. Естественно, и у меня есть яркие воспоминания, связанные с какими-то победами. Ну а страдания... Они ассоциируются с переживаниями, со встречами, с расставаниями. Это в прошлом, я бы не хотел подробно об этом.

— У вас завидная актерская и режиссерская судьба. Завидуют?..

— Я ведь никогда не делал себе карьеру специально, не строил каких-то ходов. У меня просто другая философия. Я позволяю случаться вещам, которые со мной должны случиться. Я не человек, который сидит и ждет, когда же что-то произойдет. Я активный. Если не делаю одно, то непременно делаю что-то другое. То, о чем я думаю, мечтаю, все равно ко мне придет. Вопрос, когда это случится. Это может произойти чуть позже, чем бы хотелось. Но я должен быть внутренне готов. Вот и все. Почему-то это принято называть буддийской философией. Я так не считаю. Есть, конечно, какие-то элементы... Но все-таки мне кажется, что это естественное мое внутреннее убеждение, которое просто помогает жить.

— И все же завидуют вам?

— Я не знаю наверняка. Любому человеку, который на виду, завидуют. У каждого есть недоброжелатели. Я к этому очень спокойно отношусь. Никому не желаю зла, стараюсь быть ровным с людьми. Так что если и есть у меня какие-то завистники, то они очень скрытны.

«ОСКАР»?.. НУ И ЧТО?

— Когда в послужном списке столько киноролей, наверное, трудно говорить о любимой...

— Знаете, у меня вообще странное отношение к себе на экране. Я отождествляю себя со своим персонажем. И если я верю этому человеку на экране, то просто смотрю картину, вовсе не задумываясь о том, что в ней играю. Во всех своих работах я делал то, что от меня хотел режиссер. Я был там честен. Исключительное место в судьбе и жизни занимают две работы. Во-первых, роль Мастера. Несмотря на то что картина «Мастер и Маргарита» пока не вышла на экраны, могу сказать, что вся съемочная группа туда очень много вложила сил. А во-вторых, «Романовы. Венценосная семья». Это тоже особенная картина в моей актерской биографии. То, что я соприкоснулся с этой темой, отпечаток внутренний, безусловно, наложило.

— Какие чувства вы испытали, когда узнали, что ваша роль Николая II номинирована на «Оскара»?

— Честно говоря, никаких. Не знаю, я ничего не испытал. Я просто очень искренне порадовался за картину, за то, что это в принципе возможно. Жалко, что тема «Оскара» не имела развития. А так... Ну приятно.

— Не имела развития? Почему?

— Не могу сказать. Это вопрос не ко мне.

— А что с «Мастером и Маргаритой»? Скоро ли мы увидим кинопремьеру?

— С картиной, тьфу-тьфу, все хорошо, съемки закончены. В скором времени начнется озвучание. Думаю, что к концу году картина выйдет на экраны.

— Фильм уже сейчас овеян такой мистикой! Все заинтригованы...

— Режиссер Владимир Бортко относится ко всей мистической ситуации вокруг картины с очень большим чувством юмора. Он считает, что в большей степени мистики вокруг придумано, раздуто. Мало что соответствует действительности. Все, что касается романа, — это рабочие ситуации. А все, что касается жизни и того, что в ней случается... И без романа «Мастер и Маргарита», который я очень люблю, в ней случается много того, что можно назвать мистическим. Могу сказать, что со мной ничего загадочного с тех пор, как согласился играть Мастера, не происходило. Просто когда Володя предложил эту роль, у меня не было большого удивления. Я это воспринял как естественный шаг жизни. Но, конечно, благодарю судьбу, которая дала мне возможность соприкоснуться с этим великим романом.

НЕ ЗНАЮ, КАК ИГРАТЬ ЦАРЯ

— Вам везло с партнершами в кино? Расскажите о самом удачном творческом альянсе.

— И с партнерами мне тоже везло. Могу сказать, что мне со всеми было легко и просто работать. В своей актерской ипостаси я человек коммуникабельный и самодостаточный. Никогда не было раздражения по поводу партнерш. Я их всех очень уважал, любил, ценил, пытался отдать как можно больше. Так же, как и они мне, впрочем.

— В представлении многих зрителей романы на съемочной площадке продолжаются и в жизни...

— Даже не знаю, что сказать. Лично у меня не было никаких романов на съемочных площадках. Были очень хорошие, ровные отношения в абсолютно рабочих ситуациях. Как и любой человек, я могу кому-то симпатизировать, кому-то нет. Но это мой внутренний мир, который я стараюсь наружу не выставлять. Я не люблю, чтоб в этом кто-то разбирался.

— Семь лет вы не снимались в кино. Чем это было вызвано? Ждали суперролей текущего периода?

— Я просто увлекся другой профессией. Поступил в Москве в Школу драматического искусства, занимался режиссурой. Много ездил, много ставил. Было не до съемок, честно говоря. Да и потом, кинематограф находился тогда в странной ситуации. Если бы я был режиссером-кинематографистом, то, наверное, включился бы в процесс возрождения кино. Но поскольку я был театральным режиссером, то включился в другой процесс. И находился в нем, отдавая всего себя. А в кино продолжали появляться супергерои, которые мне не очень интересны. Но Глеб Панфилов буквально перевернул мое представление и пригласил на роль Николая II. Хотя я не знаю до сих пор, как можно играть государя. Не представляю себе этого, несмотря на то что картина существует. Время от времени мне предлагают фильмы, в которых хочется сниматься.

...И ПРИШЕЛ КО МНЕ ЧЕХОВ

— Постановки в театре, съемки... Сколько длится ваш рабочий день?

— Прошлый год был непростой... Да и все годы были непростые. Достаточно напряженные, рабочие. Когда снимаешься и параллельно ставишь спектакль, постоянно приходится переключаться с одной работы на другую. Но и в перерывах идет какой-то внутренний процесс. У меня иногда спрашивают: «Что вы делаете, когда ничего не делаете?» Такое просто невозможно. Я думаю, а потом эти думы воплощаю в жизнь. Они связаны с людьми, со спектаклями, с ролями.

— А во сне что-нибудь приходит?

— Приходит, конечно. Довольно яркие вещи случаются. Когда репетировал «Трех сестер» Чехова в театре на Литейном, ко мне приходил Антон Павлович. Мы с ним не беседовали. Он молчал. Но в этом молчании был диалог, который позволял мне что-то делать или что-то не делать, когда появлялись какие-то внутренние сомнения. Да много каких-то вещей. Сейчас все и не вспомнишь. У нас на репетициях «Норы» Ибсен сидел в зале. Я ребятам, помню, сказал: «Вон, видите, на втором ярусе сидит Ибсен и смотрит, как мы репетируем». На энергетическом уровне чувствовал, что этот человек находится в зале. Кстати, именно в Александринском театре было первое представление «Норы» — мировая премьера в конце XIX века.

— А говорите, в мистику не верите...

— А это не мистика. Это естественно. Тени с нами. Как и тени наших близких людей, покинувших этот мир. Я посвятил Ибсену полгода жизни. Он просто не мог не прийти. Потом что-то забывается, острота уходит. Но, думаю, и на премьере он был. Во всяком случае, какие-то хорошие вещи происходили.

— «Мастера и Маргариту» еще никто не видел. Однако уже сейчас идет бурное обсуждение: «Ну какой это Мастер? Ну какая это Маргарита?» Обидно?

— Понимаете: обсуждающих очень много. Делающих мало. А я считаю, что экранизация этого романа, к тому же в подробной версии, да еще и с таким количеством замечательных артистов — это событие как внутреннее, так и внешнее. Для мира событие. Человек, который рискнул за это взяться, не мог не знать, что придется выслушать кучу всякой чуши, которую говорят и про режиссера, и про актеров, и про фильм уже сейчас. Но в конце концов ты делаешь свое дело. Не обращай внимания.

МЛАДШЕЙ ДОЧЕРИ — ГОД

— Кризисные моменты в жизни любой творческой личности неизбежны. Что вы им противопоставляете?

— У меня есть дом, семья. В такие минуты помогают близкие люди. Моя супруга Ирина Савицкова известная в Петербурге актриса. Она работала в театре Ленсовета, потом вместе со мной уехала в Новосибирск, где в театре «Глобус» мы провели четыре года. Уехала, кстати, из достаточно благополучной творческой ситуации в Петербурге. С Ириной мы многое делим пополам. А еще у меня есть старшая дочь, внучка, которой шесть лет, и дочка Ксения, которой год и восемь месяцев. Старшая дочь окончила театральный институт. Но долгое время была занята ребенком и сейчас не занимается актерской профессией. У нее своя передача на радио, достаточно популярная.

— Можете поставить диагноз нынешнему театральному процессу?

— Ситуация в театре непростая. Как известно, грядет неизбежная реформа. О ней много говорят, ее боятся. Но она необходима театру. В 2006 году от этой реформы будет зависеть многое. Мне не кажется, что сейчас надо давать какой-то прогноз.

— А как насчет диагноза кинематографу?

— У кинематографа, на мой взгляд, все хорошо. Государство повернулось к нему лицом, понимая, что кино — это наше большое достояние. Сейчас появились молодые режиссеры, которые громко о себе заявили.

Они много ездят, их принимают и любят. Это радостно.

— Ну а как же пресловутое сериальное засилье?

— Во-первых, это неизбежно. В той или иной форме они во все времена существовали во всех странах. И потом, ведь сериалы дают возможность актерам почувствовать себя людьми. Они работают по профессии, показывают себя, зарабатывают, в конце концов. Я не вижу в этом ничего ужасного. Конечно, есть такое «мыло», которое не хочется смотреть... Но ведь каждый выбирает свой путь. Собственно, не хочешь — и не смотри.

— Но вернемся к мистике. В принципе-то как вы к актерским суевериям относитесь? Как режиссер Бортко?..

— Честно говоря, приметы я стараюсь обходить стороной. Предпочитаю не погружаться в это. Впрочем, есть традиции, которые блюду. Если мне, например, говорят «ни пуха ни пера» перед работой, скажу: «К черту». Но лучше, если мне говорят: «С богом».

Татьяна Строганова.
Фото Сергея Васильева.
«ВЧ» от 17 июня 2005 

You have no rights to post comments

Автор сайта

Цитаты

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

Комментарии

  • Журналисты попали в «красную книгу»

    Тамара Москалёва 23.01.2018 21:44
    -Мда... читала бы и читала ещё... Вот она судьба. Вот они судьбы. Переплетение. Журналистка Т.Строганова ...

    Подробнее...

     
  • Пусть всегда будет мама

    Т.Строганова 17.01.2018 08:38
    Дима, сообщите, пожалуйста, вашу электронку. Есть информация для вас.

    Подробнее...

     
  • Пусть всегда будет мама

    Дима 17.01.2018 05:05
    Здравствуйте ищу сестру гайфулину я был в дет доме 2

    Подробнее...

     
  • Экзамен для кассандры

    татьяна шелихова 04.01.2018 16:04
    Благодарю Т. Строганову за очерк. По итогам наших бесед все записано верно. Меня жизнь давно убедила ...

    Подробнее...

     
  • Экзамен для кассандры

    Татьяна Осипцова 03.01.2018 02:51
    Спасибо автору! Хорошо знаю героиню очерка по давней переписке и "очным" беседам, которые возможны ...

    Подробнее...

2009—2018 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  stroganova2 @ yandex.ru
Сделано в веб-студии Юрия Прожоги Prozhoga.ru