Культура → Две картины на одном холсте
Создано 30 Декабрь 2016

Уходящий год преподнес сюрприз скромному южноуральскому художнику Александру Суханову, никогда и не мечтавшему о славе и почестях. О творчестве самородка из Сатки, пишущего картины на половиках, вдруг заговорили в «высоком штиле» на региональном и федеральном уровнях.

Волна интереса электронных и печатных СМИ в 2017 году, похоже, будет только набирать мощь. Ведь в числе его фанатов много известных людей, включая Захара Прилепина, впереди несколько персональных выставок и создание Клуба любителей живописи имени Александра Суханова.

Внезапная слава

В чем же секрет феномена внезапной славы? С этим вопросом мы обратились к известному челябинскому галеристу Николаю Перевозчикову, в частной коллекции которого более тысячи работ саткинского художника.

— Судя по количеству картин Суханова в вашей галерее, вы раньше всех поняли, что речь идет о гениальности?..

— Получается так. Дело в том, что ни одна его работа не сделана под заказ. «Что вижу, то пишу» — этот принцип подкупает. Второй момент — художник самобытный, со своей философией, самоучка, по сути. Он же не учился в вузе. Поступил в институт — и сразу бросил. Походил, посмотрел, как пишут ученические работы, и пришел к выводу: «Если я так буду писать, то лучше даже не начинать». Однако очень начитанный, активно саморазвитием занимается.

— А правда, что он на половичках и на заборах картины пишет?

— Да это от бедности! Никакого оригинальничания тут нет, хотя многие ему это приписывают. Просто он на отшибе жил лет двадцать, на газораспределительной станции. До населенного пункта километров 15. Что попадалось под руку, на том и писал: картон, бумага, половик... Да ладно — писал бы на одной стороне, а то ведь, бывало, и на обеих. Если рождается сюжет, а материала под рукой больше нет, переворачивает готовую работу — и новую картину создает. Впрочем, и это не великая беда. Но порой на обороте он делает картину форматом меньше, при этом спокойно обрезая изначальную работу. А ведь еще неизвестно, какая из них лучше. Может, та, которую испортил?

Почести при жизни

Персональная выставка откроется 11 февраля в выставочном зале Союза художников. В числе других московских деятелей культуры на вернисаж в Челябинск будет приглашен Захар Прилепин, назвавший Суханова не только гордостью России, но и явлением мирового масштаба. Будет представлено свыше ста работ живописца из коллекции Перевозчикова. Лишь одну картину галерист попросит художника предоставить для экспозиции.

— У Александра есть великолепный семейный портрет, — комментирует Николай Ильич. — Он сделан с дореволюционной фотографии, которая хранится сейчас в саткинском музее. Благородство там сквозит во всем! А судьба у всех родственников тяжелая. Четверо его дядей погибли. Один воевал вместе с Колчаком и пропал, троих расстреляли по приказу ВЧК. Вообще род удивительный! Дед в Сатке построил церковь (она до сих пор «живая») и реальное училище, здание которого сохранилось до наших дней. Дядя Александра ученый, связанный с космонавтикой. Племянница киноартистка, в Питере живет. Все талантливые люди!

В наступающем году «персоналки» Суханова Перевозчиков планирует устроить также в Нижнем Новгороде и в еманжелинском музее. Прилепин обещал помочь в организации выставки в Подмосковье. Затраты, конечно, немалые, но художник того стоит. А еще Николай Ильич создает Клуб любителей живописи имени Александра Суханова. Человек 20 уже набралось, желающих вступить. Вообще Клуб не только творчеству Суханова посвящен и даже не только живописи. Рамки широкие — искусство, литература.

— Это вы специально, Николай Ильич, рамки расширили, чтобы Суханов согласился на прижизненное увековечивание?

— Я с Александром говорил — вроде бы не против... Вообще он очень скромный и порядочный человек. Никогда себя не выпячивает. Условия жизни всегда были непростые, но интеллигентность в нем присутствует. Когда Суханова нахваливаешь, восторгаешься работами, отмахивается: «Да ладно, перестань! Пишу, как умею, то, что мне нравится». Это прекрасно, что художник достиг такого мастерства и на него обратили внимание! Хотя, я считаю, поздновато. И возраст солидный, и со здоровьем проблемы, несколько серьезных операций перенес. Но хорошо, что хоть при жизни...

Портрет, написанный под диктовку

Есть в галерее Перевозчиков картина Суханова, мимо которой невозможно пройти, а узнав удивительную историю происхождения, захочется увидеть ее вновь. Это портрет блокадницы Татьяны Булавиной. Небольшая деревянная рамка, очень выразительные черты лица девочки, которой можно и 10 лет дать, и 40... Эта рамка дореволюционная — единственное, что осталось на память о семье у блокадника Вячеслава Булавина — друга Александра Суханова. Отец пропал без вести в первые дни войны. А когда не стало матери, о пятилетнем Славе заботилась его 11-летняя сестра Татьяна. В 42-м году они вместе выживали в Ленинграде. Сестра тогда пошла на хитрость: «Отец скоро вернется. А вот если ты научишься читать и писать, он обрадуется». И такое желание появилось неудержимое порадовать отца, что мальчишка за полтора месяца освоил письмо, счет и чтение.

Когда он заболел, Таня повела его в больницу. Но сил не было — патрульные нашли детей, сидящих на снегу, и помогли добраться. Спустя некоторое время девочка пришла навестить брата, принесла семейную реликвию — рамку с фотографией и... больше сестра не появлялась. Потом Славика перевели на большую землю, в Сатке он воспитывался в детском доме. Когда вырос, работал учителем рисования, на почве любви к живописи они с Сухановым и подружились. Фотография пропала еще в детдоме, а рамку берег, как зеницу ока. Блокада сказалась на здоровье — заболел туберкулезом. У Вячеслава была идея — написать портрет Татьяны Булавиной, благодаря которой и остался жив. Но когда решил увековечить память о сестре, настолько ослаб, что кисточка просто вываливалась из рук. И тогда Суханов стал писать портрет буквально под диктовку друга. Вскоре он умер в возрасте 33 года. А портрет, по сути, увековечил память и сестры, и брата.

 

Таинственный петух

Суханов — художник разножанровый, философствующий, ищущий и постоянно придумывающий что-то новое. Он давно и серьезно увлечен Авестой. Может быть, поэтому в его картинах всегда несколько смысловых слоев. Так, к примеру, его колоритным петухом (картина «Рамзес» написана в 1982 году) невозможно не восторгаться, даже если не брать во внимание символику наступающего года. Птица, кстати, реальная. Рамзес жил у Суханова на подворье, а кличку такую получил, потому что был воинственный до крайности. И кошек, и собак гонял — весь двор его боялся. Вообще норов у петуха был не птичий, а характер независимый. Мог спокойно куда-то уйти на целый день. Где проводил время и чем занимался? Своей агрессивностью он выделялся среди другой живности, поэтому художник и изобразил его в таком необычном контексте: ночь, Луна, вдалеке виднеется село... Что петух там ночью делает, непонятно. Картина очень таинственная, в том числе и благодаря подобранной палитре.

Есть в Александре Суханове действительно какая-то народная интеллигентность. Никогда ни об одном коллеге он не отзывается плохо. При этом себя суперхудожником не считает. «Мне, — говорит, — ничего в жизни не надо. Но я должен писать, потому что прет из меня и я места себе не нахожу. Главное — чтобы была кисточка под рукой, когда приходит волна вдохновения, и я мог бы выразить то, что в душе. А где — не важно. Хоть на скатерти, хоть на заборе, хоть на полу».

 

 

Татьяна Строганова
Фото из архива Николая Перевозчикова

Автор сайта

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  stroganova2 @ yandex.ru