Все материалы → Персоны → Александр Медведев
Создано 02 Июнь 2012

Топовый санкт-петербургский фотограф учил челябинских коллег зарабатывать деньги и славу

«Знаю, что есть фотографы и круче меня, но живут они не в России...» Многие отечественные рыцари объектива так о себе думают, но мало кто может публично такое заявить. Мэтр свадебной фотографии Александр Медведев подобные заявления делает легко.

Судья международного фестиваля фотографии «Фотофест-2012» на своем мастер-классе в Челябинске учил коллег делать творчество прибыльным. Эта творческая встреча была интересна не только профессионалам. Ведь каждый из нас рано или поздно либо берет в руки фотоаппарат, либо оказывается перед объективом.

Многое из того, чем поделился фотограф, входящий в топовую отечественную десятку, спорно, но все интересно. Мастер-класс предварил краткий автобиографический экскурс.

— Я начал фотографировать 11 лет назад. До этого снимал на «мыльницу» кавээновские пьянки. То есть не фотографировал вовсе. Моя трудовая деятельность была связана с компьютерными играми и графикой. На этом поприще достиг достаточной степени известности, а завершил карьеру в кино. Не в русском, конечно, поскольку жил в Штатах. В 2003 году встал вопрос: оставаться ли мне в США? Понял, что не хочу работать на дядю. Вернулся в Питер. Стал думать, как получать ничуть не меньше денег, чем в Америке, но работать на себя и заниматься тем, чем хочу. Посмотрел журнал «Фото и видео», и до меня вдруг дошло: фотография — это замечательный способ сделать гербарий. Я молодой офигенный кавээнщик, общаюсь с классными людьми... Оказывается, все это можно «засушить» и со многими поделиться.

На следующий день купил себе пленочную «зеркалку» и начал снимать портреты. По сути, убил в себе фотографа и стал создавать образы. Моя фишка — молодые, красивые, развратные влюбленные пары и некоторые отдельные особи, подчеркнутая сексуальность.

Я стал направленно «греть» свадебный рынок и за несколько лет разогрел его до очень хорошего состояния. Сначала в одиночку, потом воспитал несколько помощников, чьи фамилии сегодня известны. Прежде считал, что свадебный фотограф — это низшее сословие. До сих пор некоторые фотографы относятся к свадьбам свысока. Между тем свадебное фото на сегодняшний день — это самый развитый сегмент фотографий в России по картинке. Русским фотографам в этом плане есть что показать на Западе. Но чтобы пришел успех, надо вкалывать. У нас же фотограф снимет две-три свадьбы в год и потом носится с ними бесконечно. Я в год 150 фотосессий снимаю...



Это только кажется: купил «Лейку», прорвался в дорогой отель — и потрясающая фэшн-сессия готова. На самом деле все продумывается до мелочей, работает команда профессионалов, создающих стиль. Сама съемка длится полтора-два часа. Дольше нет смысла — модели устают. Парадокс фотосессий Медведева в том, что они стоят в два раза дороже камеры, которой он снимает.

— Маленькую камеру возить с собой удобно. Не тяжелая и не пугает людей, — комментирует Александр. — Когда наводишь на человека огромную «дуру», он волей-неволей деревенеет. А когда камера в твоих руках прячется так, что ее практически не заметно, люди видят тебя, а не ее, и ведут себя непринужденно. Если нужно пустить пыль в глаза, то без мощного объектива, конечно, не обойтись. Но мне нужен результат.

Знаю фотографов, которые таскают с собой множество бездарных ассистентов, создающих ненужную суматоху. Модель еще больше в итоге зажимается. Но такие фотографы убеждены, что их стоимость повышает количество ассистентов. Я работаю, как правило, один.

Ассистент у меня — здоровый спецназовец с машиной, который не имеет никакого представления о том, что такое фотография. Он меня просто возит, если надо — защищает и ходит за гамбургерами, когда я голодный. Это не пыль в глаза. Это необходимость. А если с молодоженами езжу в кабриолете, то этого человека просто на работу с собой не беру. Съемка влюбленных — очень интимный процесс. Это как танец втроем.

С фотографическими иллюзиями у Александра Медведева особые счеты. По его определению, это «некая хрень, которая забирает средства и время, но ничего не дает взамен».

— За годы профессиональной работы я сформулировал и осмыслил эти иллюзии. Все они — мои собственные грабли. Сам через них прошел и продолжаю порой проходить. С каждым фотографом, поверьте, это происходит. Люди вообще очень похожи. Они только думают, что сильно отличаются. Именно иллюзии тормозят карьеру. Если бы не они, все были бы уже давно сказочно богаты и известны.

Итак, некоторые фотомифы, развенчанные Медведевым.

Фотография — это набор правил, выучив которые вы начнете делать шедевры. Просматривая Интернет, нетрудно обнаружить, что существует огромное количество пересвеченных, со смазанной резкостью фотографий, вошедших в мировые анналы. То есть нарушено все, чему учат в фотошколе. Но думать это почему-то не заставляет. Человек продолжает зубрить правила и рассматривает фотографию с линейкой.

Сегодня уже все допускают обрезку части головы в портрете. Поговорили бы мы об этом с художниками лет сто назад. Сколько было бы возмущений! А знаете, почему сейчас можно? Кино. Сто лет назад кино не было. Именно оно приучило людей к «резаным портретам».

Другой критерий: резко — не резко. Почему одно правильно, а другое — нет? Если фото о том, как чувствует себя человек в баре, что правильно? Любой закономерности можно следовать, а можно ее нарушать. И то, и другое — равноправные выразительные средства. Вопрос в том, что вы хотите выразить.

Большинство фотографов ничего выразить не хотят, кроме того, что «у меня были баба, обрыв и красная тряпка...» Но когда человек отдает себе отчет, кого он снимает, какова легенда, какие ощущения должны испытывать зрители, как ни странно, нарушение правил является лучшим способом что-то выразить, чем следование им.

Техника очень важна и многое решает. Честно говоря, успешность фотосессии мало от техники зависит. Я снимаю разными камерами. Sony-Nex с ручным фокусом не мешает фотографировать бегающие по улицам парочки. Вопрос в умении. Автофокус появился в конце 70-х годов ХХ века. Но как-то же раньше делались репортажные фотографии без него.

Человеку кажется: вот дадут ему хорошую камеру — и кадры станут лучше. Это самообман. Плохо, когда камера мешает фотографу. Но в большинстве случаев фотограф мешает камере.

Искусство и деньги несовместимы. Часто доводится слышать на форумах «за деньги — это не искусство». Такая точка зрения была популярна в Советском Союзе. В учебнике истории искусств можно прочитать, что несчастный Ван Гог помер в нищете, потому что на загнивающем Западе художникам плохо. А в СССР им хорошо, они получают сталинские премии и свободно творят.

На самом деле в мировой истории есть три-пять художников, которые умерли в нищете. Просто человек выбрал такой путь. Все остальные имели слуг, двухэтажные дома и жили безбедно. К искусству это не имеет никакого отношения. На поверку большое искусство всегда делалось за деньги. Рембрандт торговался, как редкая базарная баба.

Пришли к нему однажды представители корпорации стрелков и попросили групповой портрет. «За двадцать гульденов твоя голова будет в третьем ряду, — сказал художник. — За сорок — нарисую фигуру по пояс, а за 60 — передний план в рост...» Это мешает его работам висеть в ведущих музеях мира?

Есть другая часто озвучиваемая история: «Заплати мне миллион — сниму не хуже». Беда в том, что каждый фотографирует как умеет. Если ему заплатить миллион, он со страху снимет на 20 процентов лучше (а некоторые — на 20 процентов хуже с того же страху). Вопрос: зачем рисковать миллионом, отдавая его непроверенному человеку, когда есть топы в стране и в мире, из которых можно выбирать профессионалов?

Фотошоп — лучший инструмент фотографа. На самом деле фотошоп — не средство. Средство — это свет и сам фотограф. Я снимаю на «Полароид», и это неплохо продается. В современном фэшн профессионалы сразу фотографируют классно. Если ты сидишь три дня в фотошопе, заработанные 30 тысяч евро приходится делить на четыре дня. А твой коллега тем временем уже третью съемку делает, становится известнее и больше зарабатывает. Фотошоп коммерчески неэффективен. К тому же всегда очень хорошо видно, снималось или «лечилось».

По завершении урока я обратила внимание мэтра на несколько агрессивную манеру ведения мастер-класса. Очевидно, не всем она приходится по душе.

— А как еще, скажите, за два часа людям мозг поправить? Если человек сидит и думает, что все у него хорошо, тогда зачем ему меняться? На такие короткие выступления люди ходят за пинком. Важно, чтобы он был в правильную сторону. Мои мастер-классы в разных городах страны посещают в год более 700 человек. Разумеется, находятся двое-трое недовольных, которые скажут: «Вы меня ничему не научили». Я к этому абсолютно спокойно отношусь. Но в основном отклики позитивные. Преподаю я очень качественно. Если вы пришли в автосалон и вместо «Форда» купили китайскую машину и потом из-за этого расстраиваетесь, кто здесь дурак?.. А негативные комментарии на форумах в Интернете я не удаляю, поскольку даже читать их некогда. На полгода вперед все дни расписаны.

И еще один миф развеял напоследок Александр. Миф о том, что фотографы непременно влюбляются в своих моделей и иногда даже женятся. Ну или... почти развеял.

— Если бы фотографы женились на своих моделях, они бы не могли много снимать. Постоянно были бы заняты браками и разводами.

— То есть ваша жена не была вашей моделью?..

— Была в свое время. Но не это стало поводом для женитьбы. Есть понятие «творческая влюбленность», и она совсем не означает, что надо бежать в загс. Безусловно одно: объектом своего творчества надо уметь восхищаться.

Татьяна Строганова.
Специально для Медиазавода.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Автор сайта

Цитаты

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

Комментарии

  • Александр Погодин: «Компьютер мы ломали целый месяц»

    Тамара Москалёва 07.10.2017 00:56
    -Да, очень интересная статья. Интересный собеседник. Я помню замечательного телеведущего и журналиста ...

    Подробнее...

     
  • Анатолий Гостев: «Врагам я желаю здоровья»

    Марина Анатольевна 04.10.2017 08:56
    Анатолий Германович! Вы - самый лучший директор , с которым мне посчастливилось поработать! А годы ...

    Подробнее...

     
  • Тамара Москалёва: «Американцы завидуют русским»

    Тамара Москалёва 03.10.2017 22:59
    -Татьяне Шелиховой: Большое спасибо, Татьяна, за добрые слова в мой адрес и адрес Татьяны Строгановой.

    Подробнее...

     
  • Тамара Москалёва: «Американцы завидуют русским»

    Татьяна Шелихова 29.09.2017 11:26
    Я познакомилась с Тамарой Москалёвой на сайте Проза.ру три года назад. Она оказалась не только ...

    Подробнее...

     
  • Анатолий Гостев: «Врагам я желаю здоровья»

    Светлана из Москвы 20.09.2017 18:39
    Передайте, пожалуйста, Анатолию Германовичу, что учителя и ученики его лицея не только помнят, но ...

    Подробнее...

2009—2017 © Татьяна Строганова. 
Перепечатка материалов только по договоренности с автором. 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сделано в веб-студии Юрия Прожоги Prozhoga.ru