Все материалы → Персоны → Александр Медведев
Создано 02 Июнь 2012

Топовый санкт-петербургский фотограф учил челябинских коллег зарабатывать деньги и славу

«Знаю, что есть фотографы и круче меня, но живут они не в России...» Многие отечественные рыцари объектива так о себе думают, но мало кто может публично такое заявить. Мэтр свадебной фотографии Александр Медведев подобные заявления делает легко.

Судья международного фестиваля фотографии «Фотофест-2012» на своем мастер-классе в Челябинске учил коллег делать творчество прибыльным. Эта творческая встреча была интересна не только профессионалам. Ведь каждый из нас рано или поздно либо берет в руки фотоаппарат, либо оказывается перед объективом.

Многое из того, чем поделился фотограф, входящий в топовую отечественную десятку, спорно, но все интересно. Мастер-класс предварил краткий автобиографический экскурс.

— Я начал фотографировать 11 лет назад. До этого снимал на «мыльницу» кавээновские пьянки. То есть не фотографировал вовсе. Моя трудовая деятельность была связана с компьютерными играми и графикой. На этом поприще достиг достаточной степени известности, а завершил карьеру в кино. Не в русском, конечно, поскольку жил в Штатах. В 2003 году встал вопрос: оставаться ли мне в США? Понял, что не хочу работать на дядю. Вернулся в Питер. Стал думать, как получать ничуть не меньше денег, чем в Америке, но работать на себя и заниматься тем, чем хочу. Посмотрел журнал «Фото и видео», и до меня вдруг дошло: фотография — это замечательный способ сделать гербарий. Я молодой офигенный кавээнщик, общаюсь с классными людьми... Оказывается, все это можно «засушить» и со многими поделиться.

На следующий день купил себе пленочную «зеркалку» и начал снимать портреты. По сути, убил в себе фотографа и стал создавать образы. Моя фишка — молодые, красивые, развратные влюбленные пары и некоторые отдельные особи, подчеркнутая сексуальность.

Я стал направленно «греть» свадебный рынок и за несколько лет разогрел его до очень хорошего состояния. Сначала в одиночку, потом воспитал несколько помощников, чьи фамилии сегодня известны. Прежде считал, что свадебный фотограф — это низшее сословие. До сих пор некоторые фотографы относятся к свадьбам свысока. Между тем свадебное фото на сегодняшний день — это самый развитый сегмент фотографий в России по картинке. Русским фотографам в этом плане есть что показать на Западе. Но чтобы пришел успех, надо вкалывать. У нас же фотограф снимет две-три свадьбы в год и потом носится с ними бесконечно. Я в год 150 фотосессий снимаю...



Это только кажется: купил «Лейку», прорвался в дорогой отель — и потрясающая фэшн-сессия готова. На самом деле все продумывается до мелочей, работает команда профессионалов, создающих стиль. Сама съемка длится полтора-два часа. Дольше нет смысла — модели устают. Парадокс фотосессий Медведева в том, что они стоят в два раза дороже камеры, которой он снимает.

— Маленькую камеру возить с собой удобно. Не тяжелая и не пугает людей, — комментирует Александр. — Когда наводишь на человека огромную «дуру», он волей-неволей деревенеет. А когда камера в твоих руках прячется так, что ее практически не заметно, люди видят тебя, а не ее, и ведут себя непринужденно. Если нужно пустить пыль в глаза, то без мощного объектива, конечно, не обойтись. Но мне нужен результат.

Знаю фотографов, которые таскают с собой множество бездарных ассистентов, создающих ненужную суматоху. Модель еще больше в итоге зажимается. Но такие фотографы убеждены, что их стоимость повышает количество ассистентов. Я работаю, как правило, один.

Ассистент у меня — здоровый спецназовец с машиной, который не имеет никакого представления о том, что такое фотография. Он меня просто возит, если надо — защищает и ходит за гамбургерами, когда я голодный. Это не пыль в глаза. Это необходимость. А если с молодоженами езжу в кабриолете, то этого человека просто на работу с собой не беру. Съемка влюбленных — очень интимный процесс. Это как танец втроем.

С фотографическими иллюзиями у Александра Медведева особые счеты. По его определению, это «некая хрень, которая забирает средства и время, но ничего не дает взамен».

— За годы профессиональной работы я сформулировал и осмыслил эти иллюзии. Все они — мои собственные грабли. Сам через них прошел и продолжаю порой проходить. С каждым фотографом, поверьте, это происходит. Люди вообще очень похожи. Они только думают, что сильно отличаются. Именно иллюзии тормозят карьеру. Если бы не они, все были бы уже давно сказочно богаты и известны.

Итак, некоторые фотомифы, развенчанные Медведевым.

Фотография — это набор правил, выучив которые вы начнете делать шедевры. Просматривая Интернет, нетрудно обнаружить, что существует огромное количество пересвеченных, со смазанной резкостью фотографий, вошедших в мировые анналы. То есть нарушено все, чему учат в фотошколе. Но думать это почему-то не заставляет. Человек продолжает зубрить правила и рассматривает фотографию с линейкой.

Сегодня уже все допускают обрезку части головы в портрете. Поговорили бы мы об этом с художниками лет сто назад. Сколько было бы возмущений! А знаете, почему сейчас можно? Кино. Сто лет назад кино не было. Именно оно приучило людей к «резаным портретам».

Другой критерий: резко — не резко. Почему одно правильно, а другое — нет? Если фото о том, как чувствует себя человек в баре, что правильно? Любой закономерности можно следовать, а можно ее нарушать. И то, и другое — равноправные выразительные средства. Вопрос в том, что вы хотите выразить.

Большинство фотографов ничего выразить не хотят, кроме того, что «у меня были баба, обрыв и красная тряпка...» Но когда человек отдает себе отчет, кого он снимает, какова легенда, какие ощущения должны испытывать зрители, как ни странно, нарушение правил является лучшим способом что-то выразить, чем следование им.

Техника очень важна и многое решает. Честно говоря, успешность фотосессии мало от техники зависит. Я снимаю разными камерами. Sony-Nex с ручным фокусом не мешает фотографировать бегающие по улицам парочки. Вопрос в умении. Автофокус появился в конце 70-х годов ХХ века. Но как-то же раньше делались репортажные фотографии без него.

Человеку кажется: вот дадут ему хорошую камеру — и кадры станут лучше. Это самообман. Плохо, когда камера мешает фотографу. Но в большинстве случаев фотограф мешает камере.

Искусство и деньги несовместимы. Часто доводится слышать на форумах «за деньги — это не искусство». Такая точка зрения была популярна в Советском Союзе. В учебнике истории искусств можно прочитать, что несчастный Ван Гог помер в нищете, потому что на загнивающем Западе художникам плохо. А в СССР им хорошо, они получают сталинские премии и свободно творят.

На самом деле в мировой истории есть три-пять художников, которые умерли в нищете. Просто человек выбрал такой путь. Все остальные имели слуг, двухэтажные дома и жили безбедно. К искусству это не имеет никакого отношения. На поверку большое искусство всегда делалось за деньги. Рембрандт торговался, как редкая базарная баба.

Пришли к нему однажды представители корпорации стрелков и попросили групповой портрет. «За двадцать гульденов твоя голова будет в третьем ряду, — сказал художник. — За сорок — нарисую фигуру по пояс, а за 60 — передний план в рост...» Это мешает его работам висеть в ведущих музеях мира?

Есть другая часто озвучиваемая история: «Заплати мне миллион — сниму не хуже». Беда в том, что каждый фотографирует как умеет. Если ему заплатить миллион, он со страху снимет на 20 процентов лучше (а некоторые — на 20 процентов хуже с того же страху). Вопрос: зачем рисковать миллионом, отдавая его непроверенному человеку, когда есть топы в стране и в мире, из которых можно выбирать профессионалов?

Фотошоп — лучший инструмент фотографа. На самом деле фотошоп — не средство. Средство — это свет и сам фотограф. Я снимаю на «Полароид», и это неплохо продается. В современном фэшн профессионалы сразу фотографируют классно. Если ты сидишь три дня в фотошопе, заработанные 30 тысяч евро приходится делить на четыре дня. А твой коллега тем временем уже третью съемку делает, становится известнее и больше зарабатывает. Фотошоп коммерчески неэффективен. К тому же всегда очень хорошо видно, снималось или «лечилось».

По завершении урока я обратила внимание мэтра на несколько агрессивную манеру ведения мастер-класса. Очевидно, не всем она приходится по душе.

— А как еще, скажите, за два часа людям мозг поправить? Если человек сидит и думает, что все у него хорошо, тогда зачем ему меняться? На такие короткие выступления люди ходят за пинком. Важно, чтобы он был в правильную сторону. Мои мастер-классы в разных городах страны посещают в год более 700 человек. Разумеется, находятся двое-трое недовольных, которые скажут: «Вы меня ничему не научили». Я к этому абсолютно спокойно отношусь. Но в основном отклики позитивные. Преподаю я очень качественно. Если вы пришли в автосалон и вместо «Форда» купили китайскую машину и потом из-за этого расстраиваетесь, кто здесь дурак?.. А негативные комментарии на форумах в Интернете я не удаляю, поскольку даже читать их некогда. На полгода вперед все дни расписаны.

И еще один миф развеял напоследок Александр. Миф о том, что фотографы непременно влюбляются в своих моделей и иногда даже женятся. Ну или... почти развеял.

— Если бы фотографы женились на своих моделях, они бы не могли много снимать. Постоянно были бы заняты браками и разводами.

— То есть ваша жена не была вашей моделью?..

— Была в свое время. Но не это стало поводом для женитьбы. Есть понятие «творческая влюбленность», и она совсем не означает, что надо бежать в загс. Безусловно одно: объектом своего творчества надо уметь восхищаться.

Татьяна Строганова.
Специально для Медиазавода.

Комментарии:

Автор сайта

Цитата:

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

2010—2017 © Татьяна Строганова. 
Перепечатка материалов только по договоренности с автором. 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сделано в веб-студии Юрия Прожоги Prozhoga.ru