Создано 20 Ноябрь 2010

Каждый из нас по-разному относится к слухам. Кто-то охотно верит и обсуждает их, передавая по цепочке родственникам и знакомым. Некоторые игнорируют и ничему не верят. Между тем мало кто задумывается о том, что очередной слух — это всего лишь наживка, подкинутая нам кем-то и зачем-то. Профессор кафедры общественных дисциплин Уральского социально-экономического института, кандидат педагогических наук, руководитель Гендерного центра, председатель совета общественного движения «Женщины Челябинской области» Наталья КУСТОВА в числе тех, кто задумывается не только о происхождении слухов. Наш разговор сегодня о дискриминации, пиартехнологиях и связях, порочащих и непорочных.

Сцена только для мужчин

— Наталья Васильевна, гендерная дискриминация существует сегодня в нашем обществе?

— Существует. Причем, прежде всего в профессиональной сфере. Дискриминация не с семьи начинается. Семья как раз оказывается более адаптируемой системой к любым условиям жизни. Говоря научным языком, у нас существует так называемая сегрегация в профессии, горизонтальная и вертикальная. Это означает следующее. По вертикали до определенного момента женщины на равных с мужчинами могут занимать какие-то руководящие должности. А верхушка пирамиды — это мужчины.

— Вы сейчас политику имеете в виду?

— И политику. Есть какое-то недоверие в обществе к начальству женского пола. В поселковых советах женщин-руководителей достаточно много. На муниципальном уровне их уже единицы, ну а уж на областном... Мы так мечтали о том, чтобы в новый состав Законодательного собрания хотя бы по партийным спискам женщин прошло побольше. Но их всего трое и 57 мужчин.

— А горизонтальная сегрегация в чем проявляется?

— Мужчины и женщины могут иметь одинаковые должности. Но есть сферы, где трудятся практически одни женщины или только одни мужчины. Там, где больше мужчин, зарплатный уровень выше. А там, где женщины, зарплаты низкие. Показательный пример — бюджетные сферы: медицина, образование... Вот она, дискриминация. Конечно, не хочется, чтоб так было и дальше. Может быть, для женщин моего возраста этот вопрос уже не так актуален. Но сейчас на смену приходит адаптированная к жизни и современным условиям молодежь. Есть такие яркие личности — девочки, девушки, женщины — только дай дорогу! Вот недавно была встреча с Ириной Хакамадой. Мы еще раз убедились, насколько она интересна, колоритна. Вполне могла бы на политической сцене нашего государства играть определенную и достаточно большую роль. И было бы не стыдно. Ни за государство, ни за женщин, ни за мужчин. Но ведь судьба складывается по-другому...

Что станут говорить?

— Какой главный профессиональный постулат внушаете будущим специалистам по связям с общественностью?

— Современный мир предъявляет жесткие требования. Если ты хочешь иметь добрую репутацию в обществе, всегда должен думать об этой репутации. Связи с общественностью — это постоянная работа над образом и информационным продуктом, который этот образ усиливает. Научить технологиям, дать инструменты — вот задачи преподавателей.

— То есть расслабляться нельзя ни на секунду? Всегда нужно думать о том, «что станет говорить княгиня Марья Алексеевна»?

— Конечно. Но самое главное — надо уметь сделать так, чтобы профессионалы-пиарщики захотели о тебе сказать, уметь найти информационный повод, медиалицо, героя. Все это само по себе не возникает. Вопрос — как угадать, что вот это — герой, а вот из этого персонажа можно сделать медиалицо? Или возьмем фирмы. Может быть такой бренд, который со временем будет дорогого стоить. Задача пиарщика — почувствовать и суметь грамотно выстроить политику связей с общественностью.

— Где грань между хорошим пиаром и плохим? Каковы критерии оценки?

— Знаете, хороший пиар — это как харизматичная личность. Вроде бы ничего и не делает, а привлекает внимание, вызывает интерес, влечет за собой. Мне кажется, ломка стереотипов в информационной подаче определенного субъекта тоже очень многое значит. Тот, кто умеет ломать стереотипы, имеет больше шансов на успех. Когда мы замечаем какой-то объект? Когда он негладкий, неровный, не такой, как другие — особенный. Задача пиарспециалиста — создать это особенное.

Знакомая многим политтехнологам картина. Предвыборный штаб, сидят пиарщики и рассуждают: «Во сколько сегодня тело-то придет?» О ком разговор? О кандидате в депутаты. Поначалу для специалистов это всего лишь бесформенное тело с нюансами, над которыми можно работать. Это как у актера. Он может быть внешне абсолютно невыразительным. С помощью грима сделают любой образ, а режиссер «вытащит» изнутри какие-то особенности. Пиарщик занимается тем же самым. Только он и сценарист, и режиссер, и гример ... — все в одном лице. Настолько интересная профессия! Можно без сожаления отдать всего себя.

— Как думаете, подарок Путину от журналисток МГУ— хороший пиар или плохой?

— Девочки хотели, чтобы на них обратили внимание, и использовали свои профессиональные возможности сполна. Причем не просто чтоб кто-то там внимание обратил, а премьер-министр в первую очередь. Журналистки явно обладают способностями. Креатив налицо. То, что в Путине они видят не только руководителя, но и мужчину, это тоже девушек характеризует. Вне сомнения, он их запомнил. Вся дальнейшая судьба журналисток будет складываться с учетом этого эпизода биографии. Так что, с точки зрения пиара, они сработали нормально.

Вкусная наживка

— Принято считать, то пиар — это хлопотно и дорого. А тратить деньги на нечто неосязаемое люди не слишком привыкли. Как переломить эту ситуацию?

— В определенной степени это миф. Я имею в виду дороговизну. Обычно студентам говорю: просто сравните затраты фирмы на рекламу и на пиар. Иногда пиар вообще денег не требует. Журналист, если ему интересно, если событие или информационный повод, который создает пресс-служба, достойны, с удовольствием придет на брифинг, на пресс-конференцию. Придет «не за деньги». А реклама — всегда платная информация. По продолжительности воздействия и по значимости для имиджа и репутации брифинг несомненно более значим, чем короткая реклама, которую можно тут же забыть или не прочесть даже. Что же касается ключевой фигуры — журналиста, который хочет — пишет, не хочет — не пишет... Вот с ним уже надо работать на тонком психологическом и профессиональном уровнях. Мне часто задают вопрос: «Ну что, подкармливать, что ли?» Да как хотите это называйте! Если вы «вкусную» информацию считаете кормом, то он всегда должен быть у вас в запасе. И тогда любой журналист ваш!

— Как вы к слухам относитесь? Это ведь тоже информации...

— Безусловно. Причем, это один из инструментов пиара.

— То есть вы за их распространение?

— Если честно, в технологии своей работы я никогда слухи специально не создавала и не запускала. Но когда задумываешься по поводу некоторых ситуаций... По большому счету, это проверки для нас. Поддадимся слухам или нет? Ведь чаще всего они запускаются специально. К слову, сейчас слухи, может, даже не так актуальны, как социология. Важно знать мнение общественности, поэтому опросы всевозможные проводятся. Сейчас уже точно известно пиарщикам, что когда вопрос стоял о передаче власти от Ельцина преемнику, Владимир Владимирович был не единственный в этом списке. Провели социсследование, призванное выявить образ лидера страны. И когда анкеты проанализировали, получился следующий портрет: военный, политик, спортсмен, высокоорганизованный человек с высоким культурным уровнем и знанием языков. «Кальку» стали накладывать на образы кандидатов. Оказалось, что Путин — самая подходящая фигура. Так что все взаимосвязано. Слухи тоже, конечно, играют роль. В политике таким образом иногда проверяется наше отношение к тем или иным явлениям социальной сферы. Ну что ж, переживем, обсудим эти слухи.

Крах черного пиара

— А черный пиар, он изживет себя когда-нибудь?

— Вы знаете, мне кажется, изживет. Россия очень быстро движется по пути освоения пиартехнологий. В недалеком прошлом мы ведь вообще жили в беспиаровской стране. До определенного этапа была партийная идеология, которая имела свои каналы передачи информации. Сейчас черный пиар используется, когда нужно принизить противника в социальном споре. Но в конечном итоге вся культура информационного общения сводится к тому, что личность не должна быть задета. Спор достойных противников касается только предмета, не субъекта. А черный пиар — это в первую очередь удар по личности ниже пояса, как принято говорить. Те, кто эти технологии начинает применять или продолжает использовать, — это уже не котирующиеся специалисты. Постепенно черный пиар будет исчезать. Другое дело, данные о личности. Общественность всегда может узнать о нас то, чего бы нам не хотелось. Потому и существует желтая пресса. Но опять же она не вызывает особого уважения в социуме. А черный пиар, он даже унижает достоинство того, кто слухи эти запускает. В конечном итоге все это поймут. Должны понять.

— Признайтесь, над собственным имиджем работали усердно?

— Долгое время мне казалось: женщина приятнее тогда, когда она скромная, когда мудрость проявляется в некоторой сдержанности, молчаливости. Таким, наверное, было воспитание. Считала, что так правильно. Но с определенного этапа начала понимать: если ты сразу не заявишь свое кредо и свои ценности, тебя очень долго будут отгадывать. Если, конечно, у кого-то вообще на это найдутся время, силы и желание. А не будет желания — и вовсе пройдут мимо. Начала чувствовать, что теряю внимание многих людей, которые мне интересны. Я бы хотела их зацепить, с ними дружить — не получается. Почему? Да век у нас скоростной, не до ребусов. Почему мы вообще замечаем человека? Потому что вдруг понимаем, что его ценности совпадают с нашими, или есть нечто, что нас восторгает или удивляет. И вот с этого момента...

— ...Вы начали всех восторгать?

— Нет, Татьяна (смеется). Я просто начала более четко обозначать свою позицию. От образа женщины-молчуньи всем рекомендую отходить. Так приятно встречать в областном совете женщин дам, у которых есть своя позиция! Не давящая, а просто искренняя. Женщина может быть при этом веселой, суетливой даже, но она НАСТОЯЩАЯ. Если есть это настоящее, очень комфортно и тебе, и тем людям, которые тебя окружают.

Строганова Татьяна, специально для Lentachel.ru
Фото автора

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Автор сайта

Цитаты

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

Комментарии

  • Александр Погодин: «Компьютер мы ломали целый месяц»

    Тамара Москалёва 07.10.2017 00:56
    -Да, очень интересная статья. Интересный собеседник. Я помню замечательного телеведущего и журналиста ...

    Подробнее...

     
  • Анатолий Гостев: «Врагам я желаю здоровья»

    Марина Анатольевна 04.10.2017 08:56
    Анатолий Германович! Вы - самый лучший директор , с которым мне посчастливилось поработать! А годы ...

    Подробнее...

     
  • Тамара Москалёва: «Американцы завидуют русским»

    Тамара Москалёва 03.10.2017 22:59
    -Татьяне Шелиховой: Большое спасибо, Татьяна, за добрые слова в мой адрес и адрес Татьяны Строгановой.

    Подробнее...

     
  • Тамара Москалёва: «Американцы завидуют русским»

    Татьяна Шелихова 29.09.2017 11:26
    Я познакомилась с Тамарой Москалёвой на сайте Проза.ру три года назад. Она оказалась не только ...

    Подробнее...

     
  • Анатолий Гостев: «Врагам я желаю здоровья»

    Светлана из Москвы 20.09.2017 18:39
    Передайте, пожалуйста, Анатолию Германовичу, что учителя и ученики его лицея не только помнят, но ...

    Подробнее...

2009—2017 © Татьяна Строганова. 
Перепечатка материалов только по договоренности с автором. 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сделано в веб-студии Юрия Прожоги Prozhoga.ru