Согласно статистике Российского союза автостраховщиков (РСА), за первые три квартала 2015 года количество полисов сократилось на 8 процентов по сравнению с тем же периодом 2014 года, или на 2,48 млн. договоров. По мнению экспертов, именно столько автолюбителей отказались от обязательного автострахования. Еще одна автопроблема сегодняшнего дня — рост числа фальшивок.
По данным РСА, в России продается 42 млн. полисов ОСАГО в год, при этом около 1 млн. — подделки. Что происходит сегодня в сфере автострахования? Об этом мы беседуем с исполнительным директором Российского союза автостраховщиков Евгением Уфимцевым.
— Почему автомобилисты отказываются от ОСАГО?
В большинстве случаев сигнализация не срабатывает. Преступники сжигают машины, прокалывают шины, бьют стекла, вырывают аудиоаппаратуру, снимают колеса. Что это? Последствия кризиса, массовых увольнений и амнистий? Кто ведет эту необъявленную войну и как защитить своего железного коня?
Машин в нашем мегаполисе много и становится больше с каждый днем. Не всем это по нраву. В личной собственности челябинцев действительно огромное количество автомобилей. Люди вынуждены обзаводиться собственными средствами передвижения, поскольку работа общественного транспорта уже давно вызывает справедливые нарекания.
— Волна эксплуатации авто на газообразном топливе нарастает?
— Вне сомнения. Уж где-где, а в России газа предостаточно. Однако рынок газобаллонных авто у нас искусственно сдерживается по малопонятным причинам. Скорее всего, это игры нефтяников, которые заинтересованы в том, чтобы держать автомобилистов на жидком пайке — то есть на бензине. Наши нефтеперерабатывающие заводы плохо реконструируются, мало строится новых. Количество некачественного бензина не уменьшается, а, скорее, наоборот. Грустно, потому что за этим следует понятная цепочка: автомобили выходят из строя, их владельцы теряют деньги, увеличивается количество судебных тяжб, поскольку люди пытаются отстоять свои потери. Между тем Горьковский автозавод наконец-то произвел рывок и выпустил автомобиль с бивалентным двигателем, который работает на двух видах топлива. Это хороший знак, побольше бы таких. Количество газонаполнительных станций медленно, но все-таки растет в крупных городах. Количество авто, которые переводятся самими владельцами на газовое топливо, тоже не уменьшается. По сути, это наступившее завтра, которое, к сожалению, пробивает себе дорогу медленно.
Сегодня в Челябинске эвакуацией автомобилей и их хранением на специализированной стоянке занимается единственное предприятие. После вступления закона в силу будет составлен реестр таких организаций. В него смогут попасть все, кто подаст заявку и будет соответствовать требованиям. В частности, для осуществления этой деятельности необходимы земля под специализированную автостоянку и эвакуаторы. Формировать и вести реестр будет правительство Челябинской области.
По словам председателя комитета по промышленной политике Андрея Самсонова, конкурентная среда приведет к созданию штрафстоянок во всех районах города. Нарушитель сможет быстрее вернуть свой автомобиль. Кроме того, плата будет фиксированная, вне зависимости от того, из какого района города привезли автомобиль. До принятия закона нарушители платили за каждый километр от места эвакуации до штрафстоянки 190 руб./км. При этом стоимость хранения на штрафстоянке составляла 37 руб./час.
Прокомментировать нововведения мы попросили директора ООО «Автоюрист» Александра Кужелева:
— Я полагаю, что этот законопроект, а в дальнейшем и закон вполне будет отвечать требованиям автовладельцев. Отсутствие монополизации, на мой взгляд, большой плюс. В частности, будет возникать меньше сложностей, связанных с возвращением своего автомобиля. При нынешней системе эта процедура занимает много времени и подразумевает немалые траты. Впрочем, не будем спешить с выводами. Ясность внесет время. Как показывает практика, всякое новшество может иметь неожиданные подводные камни. Всегда находятся недовольные.
Правительство РФ поддержало проект федерального закона «Об организации дорожного движения», который предусматривает платный въезд в крупные города.
Министерство транспорта России опубликовало проект единых правил организации парковок в стране. Если документ будет принят, местные власти получат возможность решать, когда, куда и в какое время можно ездить. Автомобилистам нужно готовиться к очередным нововведениям.
Возобновление программы «Автохлам» было обусловлено просьбами автопроизводителей, обеспокоенных ситуацией на российском рынке. Спад продаж уже превысил 12 процентов. Минпромторг поддержал идею утилизации старых автомобилей. Соответствующие рекомендации были направлены правительству. Но разрешительных документов правительства и производителей автодилеры пока не получили.
По словам первого зампреда Комитета Госдумы по промышленности Владимира Гутенева, власти могут ввести полный запрет на импорт европейских и американских автомобилей стоимостью до 800 тысяч рублей. Став членом ВТО, Россия сохранила за собой право вводить временные ограничения, если существует угроза безопасности для собственного производителя. А падение российского автопрома — сегодня суровая реальность.
Руководитель некоммерческого партнерства «Уральский союз экспертов и оценщиков» автоэксперт Геннадий Редькин анализирует возможные варианты развития ситуации в случае ввода санкций.
— Обычно, когда кому-то хотят нанести удар побольнее, об этом много не говорят, его просто наносят. Когда нам проговаривают какую-то тему часто и подолгу — в подавляющем большинстве случаев это своеобразный пиар, просто политические структуры за счет нагнетания обстановки что-то выторговывают. Зачастую прогнозы депутатов не подтверждаются разумными действиями правительства. Будем и в этот раз надеяться на такой исход. Если же допустить вероятность того, что такие санкции действительно будут введены правительством, то это будет ударом в первую очередь по отечественным потребителям, и авторынок по продаже новых автомобилей может сильно упасть. Рынок продаж подержанных автомобилей живет своей жизнью. Он скорее даже немного выиграет, если наиболее востребованные и массово покупаемые машины до 800 000 рублей будут выбиты из обоймы.
В России вступил в силу приказ Минобрнауки, который утвердил примерные программы профессионального обучения водителей. Нововведения могут привести к настоящей катастрофе в сфере обучения водителей.
Программы будут формироваться по новому модульному принципу, количество часов, отведенных на теоретические и практические занятия, возрастет, появится возможность получить права на мопед, пройти обучение и сдать экзамен на автомобиле с автоматической трансмиссией. Согласно приказу предусмотрены особые требования к материально-техническому оснащению автошкол. Они должны быть оборудованы автодромами площадью не менее 2,4 тысячи кв. м. и интерактивными досками, вводится новая дисциплина по психологии вождения.
Есть старый анекдот. Водитель рассказывает коллеге: «Еду сегодня на работу, смотрю — женщина губы красит за рулем... Я аж бритвой порезался от неожиданности и сигарету в кофе уронил!..» Мужчины убеждены, что машиной они управляют лучше, хотя статистика это не подтверждает. Особенности женского вождения вызывают либо улыбку, либо раздражение. Как же следует относиться к причудам автоледи? Об этом мы беседуем с психиатром и клиническим психологом Андреем Бабиным.
— Признайтесь, Андрей, какая причуда автоледи раздражает больше всего вас?
— Когда из скоростного ряда очень неожиданно дама поворачивает направо через две полосы, даже не включив «поворотник». Как правило, она тут же получает в свой адрес мысленные и озвученные посылы...
По сути, водитель держал в руках свободно вращающийся, но не изменяющий направления колес руль. По счастливой случайности никто (кроме машины) не пострадал. Но ситуация эта лишний раз доказывает, что элементы рулевого управления требуют особого внимания при эксплуатации автомобиля.
О рулевой рейке директор автосервиса «Ремонт 93-IV» Денис Сафрошкин знает практически все. Этот сервис специализируется на ремонте рулевого управления и единственный на Урале имеет сертификат на этот вид работ. Наш разговор сегодня о том, как сделать руль послушным, а поездку — безопасной.
— Что для машины рулевая рейка, если сравнить с человеческим организмом?
— Рулевое управление — это все-таки, наверное, опорно-двигательный аппарат, ноги, которые идут в нужную сторону. Иногда рулевое управление выходит из строя непосредственно в процессе движения автомобиля, и тогда машина становится неуправляемая. Раз в год, как говорится, и вилы стреляют. Был случай, когда одновременно отказали и рулевая рейка, и тормоза.
Лэнд крузер-100 шел по трассе Челябинск — Екатеринбург, при торможении сорвало накладку на тормозной колодке, накладка эта застряла между самой колодкой и диском — заклинило левое заднее колесо, и машину через разделительную полосу бросило на «встречку», что привело к лобовому столкновению с мицубиси паджеро спорт. Благо машины мощные оказались — автомобилисты отделались ушибами и ссадинами. Водителя подвела уверенность в надежности автомобиля и отсутствие своевременной диагностики.
— Водитель может по каким-то признакам почувствовать, что есть проблемы с рулевой рейкой?
Пришло время сезонного «переобувания» автомобилей. Если речь идет о приобретении новых колес, у автолюбителей возникают вопросы. Как правильно выбрать шины? Какие нюансы следует учитывать? Что такое «всесезонка» и кому она подходит? Автоэксперт магазина-склада «Б/у шины из Японии» Дмитрий Викулов обращает внимание не некоторые особенности автопокрышек и дает рекомендации.
— Откуда взялось понятие «б\у шины»? Почему японцы отказываются от практически новых автопокрышек?
— В этой стране особые условия эксплуатации шин. Есть несколько факторов, благодаря которым к нам оттуда приходит резина в отличном состоянии. Первый и основной — цена колес на внутреннем рынке в Японии очень низкая. Для сравнения: одно колесо Х5 у нас стоит 150 евро, а в Японии 4 колеса за эту цену можно купить. Второй фактор — там жесткий регламент техосмотра, предусмотрены высокие штрафы. Японцам разрешается ездить на резине всего лишь год. По сути, один сезон. Территория маленькая, на машинах ездят мало, дороги в хорошем состоянии. Соответственно за сезон пробег минимальный.
— Получается, россиянам с японцами просто повезло?
Есть мнение, что набор этот, что называется, «для галочки». Техосмотр без него не пройдешь, а в экстремальной ситуации пригодится едва ли. Мы решили изучить содержимое пластикового чемоданчика. А для того, чтобы взгляд был беспристрастный, на вскрытие пригласили доцента кафедры общественного здоровья и здравоохранения Южно-уральского государственного медицинского университета, кандидата медицинских наук, автомобилиста с большим стажем Тимофея Воронцова.
— Вообще, на мой взгляд, аптечка достаточно скудна. Бинтов здесь достаточно... можно не только перебинтовать пострадавшего, но еще и привязать друг к другу особо буйных водителей столкнувшихся автомобилей, — шутит гость редакции, рассматривая содержимое автоаптечки.
— Бинты желательно, конечно, поплотнее иметь... (при легком натяжении марля распадается на нити в руках врача. — Авт.). Хотя, в принципе, он нужен только для закрепления повязки. Аптечка как раз и предназначена для оказания первой помощи в ожидании прибытия спецбригады. Есть бинт нестерильный... Но что-то он совсем узкий, мне кажется, может подойти только для турунд для носа. Ножницы, конечно игрушечные. Ими бинт не разрежешь, когда счет идет на секунды. Вложены они в аптечку, думаю, исключительно по формальному принципу. Если в машине нет нормальных ножниц, бинты придется рвать. А вот резиновые перчатки, конечно, нужны (надевает на руку с профессиональной легкостью. — Авт.). Есть жгут, лейкопластырь для небольших ранок, пластырь для фиксации, стерильная вата... Словом, минимизирована возможность навредить.
Постановление направлено на упорядочение движения велосипедных транспортных средств, снижение уровня загрузки автомобильных дорог, а также на повышение безопасности движения пешеходов и велосипедистов. Но чем обернутся новшества в реальной жизни? Мы решили внимательно прочитать документ вместе с автоэкспертом. Профессор кафедры эксплуатации автомобильного транспорта ЮУрГУ, кандидат юридических наук Владимир Городокин не разделяет оптимизма законодателей.
— Во многих странах велосипедисты — равноправные участники дорожного движения, но при этом составляют отдельную категорию. Мы идем по этому пути. В постановлении перечислены новые термины: «пешеходная зона», «пешеходная дорожка», «велосипедная дорожка»... Не могу назвать это новшеством. Эти понятия и сейчас преведены в ПДД в виде дорожных знаков. Из вновь предлагаемых терминов действительно новыми являются «Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» и «полоса для велосипедистов». Такая полоса будет организована на дорогах с односторонним движением навстречу основному потоку машин. Но если посмотреть в перспективу... Полоса явно будет меньше по ширине, чем полоса для движения транспортных средств. В зимнее время, а также в межсезонье, когда разметки будет не видно, движение велосипедистов и скутеристов навстречу потоку будет небезопасно.
— Водителей скутеров обязали иметь удостоверение на право управления транспортным средством...
По задумке народных избранников, водитель за небольшую плату сможет оставить свой автомобиль в специально отведенной зоне у обочины, не опасаясь эвакуации.
Платные стоянки будут располагаться именно на придорожной части. По словам главы Челябинска Станислава Мошарова, возможности для плоскостных парковок ограничены, а подземные боксы пока экономически невыгодны и инвесторы не спешат вкладывать в них средства. Таким образом власти планируют решить проблему парковочных мест, в частности в центре города, где наибольшая концентрация автомобилей.
Комментирует новшество автоэксперт, директор ООО «Автоюрист» Александр Кужелев:
— Если говорить о тех местах в центре города, откуда сейчас эвакуируют транспортные средства, то там нет специально отведенных мест для парковки. Пусть даже платной. Соответственно это будет мешать движению потока машин, «пробок» станет еще больше. А взимать деньги за то, что водители будут оставлять машины на проезжей части, было бы по меньшей мере странно. Хотя в принципе это, конечно, меньшее зло для автомобилиста, чем если бы у него на эвакуаторе забрали машину. Согласно Кодексу об административных нарушениях, полторы тысячи штраф плюс за эвакуацию до трех тысяч (сумма зависит от расстояния, обычно автомобиль эвакуируют на штрафстоянку на другом конце города, видимо, чтобы было поучительно для водителя) и хранение. Порядка пяти тысяч рублей отдает автолюбитель. Причем теряет при этом много времени — часа три-четыре. Водителю надо из центра города добраться, к примеру, на северо-запад на стоянку, получить там бланк документа, с которым необходимо приехать в ГИБДД и оплатить штраф, после чего вернуться обратно за машиной.
Дополнительных светофорных секций (со стрелкой) в городе становится больше. В частности, на пересечении улиц Молодогвардейцев и Солнечной планируется установка дополнительных секций для организации левого поворота на улицу Солнечная и введение 3 фазы оптической сигнализации. Новшество, пришедшее на смену дорожной революции, мы попросили прокомментировать автоэксперта, раскритиковавшего все перекрестки столицы Южного Урала. Профессор кафедры эксплуатации автомобильного транспорта ЮУрГУ, кандидат юридических наук Владимир Городокин убежден, что без научного подхода властям не обойтись.
— То, что светофоры укомплектуют дополнительными стрелками, на мой взгляд, решение правильное. Они способствуют точности и скорости решения, принимаемого водителем. Например, есть такая форма регулирования как смещение фаз работы светофорного объекта. В одном направлении, скажем, горит зеленый, а в другом в это время сигнал меняется на красный. У водителей, для которых еще включен зеленый, переходный процесс смены сигнала, как правило, вызывает замешательство. Наличие стрелки это исключает, решение автомобилисту принимать становится проще. Другое дело, что речь идет о дополнительных затратах. Но они вполне оправданы.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором. stroganova2 @ yandex.ru