Южный Урал. Живем, познаем, созидаем. История региона от каменного века до наших дней. Часть вторая (продолжение)

Ранний железный век. Увельский район. Кичигино. Сарматские курганы

Южный Урал — это всего лишь точка на карте. Между тем в этой точке много чего собралось в раннем железном веке. Уникальные природные ландшафты, масштабные миграции, культурные традиции, передовые технологии.

В начале I тысячелетия до нашей эры многочисленные племена различного происхождения активно осваивали евразийские степи. Ученые многое узнали об этом периоде благодаря анализу погребальных памятников, которых на Южном Урале найдено немало, а предстоит открыть еще больше.

В этот период население евразийских степей вырабатывает наиболее рациональные формы ведения хозяйства, ведь природно-климатические условия не слишком благоприятны. В степях начинает развиваться кочевое скотоводство, которое просуществовало здесь практически три тысячи лет, вплоть до начала ХХ века.

В эту эпоху волны миграций охватывали все большие территории. Происходило смешение рас и культур. Южный Урал, по сути, родина сарматов. В IV веке до новой эры здесь складывается мощное кочевой объединение. Оно впервые о себе очень ярко заявляет в период походов Александра Македонского на Восток.

Начинается активное движение южноуральских сарматских племен на Запад. Они распространяются на огромных пространствах Восточной и Западной Европы, вплоть до Англии и Испании, участвуют во многих происходящих здесь исторических событиях.

В раннем железном веке в евразийских степях складываются первые «торговые» коммуникации, связывающие Восток с Западом, Север с Югом. Южный Урал входит в орбиту Великого шелкового пути. В Увельском районе сохранилось немало памятников раннего железного века. Наиболее известный из них — могильник Кичигино-1 близ Южноуральска. Исследованные здесь погребения отражают всю историю кочевого населения.

«Наиболее ярким является захоронение мужчины-воина VII века до новой эры с богатым погребальным инвентарем, включающим золотые изделия. Рядом с древним воином лежали лук и стрелы с бронзовыми наконечниками и древками, обернутыми золотой фольгой. Это был военачальник ранга, наверное, современного полковника. Великолепный кожаный пояс с бронзовыми обоймами не имеет аналогов на территории всей степной Евразии. Материалы этого погребения, как и множество других уникальных находок, хранятся в музейно-выставочном комплексе ЮУрГУ», — комментирует профессор Александр Таиров.

Интересно и погребение более позднего времени из этого же кургана. Оно было ограблено еще в древности. Однако расхитители не взяли бронзовое зеркало, каменный жертвенник и небольшой колчан со стрелами. Древние южноуральцы верили в магические свойства ритуальных предметов и зеркал, в которых якобы сохранялись души умерших, и очень боялись трогать эти предметы. Кроме того, видимо, чтобы очиститься от грабительского греха, они еще и поджигали деревянные конструкции разграбленных могил.

В кургане номер три могильника Кичигино было исследовано четыре погребения начала IV века до новой эры: два воина с полным комплектом вооружения (младший офицерский состав по-нашему) и две женщины. Причем в женских погребениях также находились колчаны — больше 150(!) стрел в каждом. Как здесь не вспомнить предания об амазонках — женщинах-воительницах?..

Для кочевых народов Евразии раннего железного века был характерен так называемый скифо-сибирский звериный стиль. Изображения животных или сцен их борьбы помещались на украшения, предметы вооружения, конской упряжи и быта. Грифон, лошадь, лев, верблюд, кабан, волк, медведь и другие животные ... — из золота, бронзы, иногда из кости. Таких находок тоже немало.

Нельзя не упомянуть и женское жреческое погребение. Золотая гривна на шее, золотые браслеты на руках, рукава платья, обшитые золотой фольгой. Рядом обнаружили зеркало, бронзовый котелок и предметы, связанные с процессом нанесения шрамов или татуировок. Безусловно, высокий социальный ранг.

Это была женщина довольно солидного возраста (55-60 лет), причем страдающая достаточно серьезными заболеваниями позвоночника. Но что самое интересное — у нее отсутствовала кисть левой руки. При этом безымянные пальцы украшали золотые кольца. То есть вместо отсутствующей кисти у жрицы был... протез. Каковы технологии! Вот тебе и ранний железный век...

Средневековье. Уелги. Древние мадьяры. Мавзолей Кесене

Средневековье. Время поздней Римской империи и ее распада. Время Золотой орды. Южный Урал становится узловым пунктом эпохи, которая получила название «Великое переселение народов». Этот процесс характеризовали волны прихода и исхода. Здесь жили, к примеру, ранние болгары, перед тем как уйти в конце седьмого века на Запад и сформировать болгарское ханство.

Однако основная часть населения оставалась на Южном Урале, и формировался так называемый «уральский субстрат» — постоянно замешиваемая смесь языков и традиций. Но как понимали друг друга переселенцы, будучи носителями разных языков? Это загадка для ученых, поскольку письменных источников не сохранилось. Ясно одно. Выстраивание взаимоотношений между народами было задачей номер один. Не поймешь, о чем разговор, — не выживешь.

Это время образования первых протогосударственных союзов. Территория превращается в большую евразийскую степную кочевую цивилизацию. Вот из этой цивилизации и вышли Российская империя, Россия, современные россияне. В основе глобальных масштабов Российской Федерации было евразийское степное пространство, которое стало организовываться и формироваться еще в период Древней Римской империи. Возникали протогосударственные образования, и внутри этого пространства в степи формировались коммуникации. Нужно было проторить путь, охранять его, иметь договоренности.

Для создания Великого шелкового пути потребовались тысячелетия. И формирование уральских народов было процессом длительным. Древний Южный Урал не случайно историки называют коридором. Место, где не живут, а ходят. Эта территория вольного пространства была наиболее консолидирована. Для оседлого населения вечная угроза — сплоченные и многочисленные кочевники. Набеги и захват — один из способов производства. Тем не менее именно кочевники привносили коммуникации, по-особенному взаимодействовали с различными этническими группами на значительных пространствах Евразии.

Этот период ярко маркирован в Челябинской области интересными артефактами. Уелгинский могильный комплекс — эталонный памятник развитого средневековья.

Когда стали открывать некрополи в южной части Урала, пришло осознание, что это не локальные памятники кочевнического средневековья. Они крайне неоднородны, представляют собой очень сложную систему. Одним из них оказался могильник Уелги. Слишком много было непонятного. Вероятно, могилы были не засыпаны в полную меру. 90 процентов погребений разграблено. Но почему оставляли на поверхности вещи, оружие и много серебра? Его ведь называли «золотом средневековья», и ценилось оно больше золота.

В первый же год 11-летних исследований была обнаружена культурная многослойность этого памятника. Позже стало понятно, что она не только культурная, но и хронологическая. Почему так долго существовал этот некрополь? Три века — с восьмого по десятый — культуры и население менялись, а захоранивать продолжали именно здесь. Ученые нашли ответ и на этот вопрос.

«Уральцев по праву можно назвать синкретичным суперэтносом. Парадокс генофонда в том, что даже враги превращались в родственников поверженных, поскольку волею судеб создавались семьи и появлялись потомки. По сути, это была постоянная консолидация, которая стала традицией России.

Южноуральское воинское население состояло из разных групп. Мы раскопали воинское погребение с полной амуницией с прекрасным поясом, великолепными портупеями, расшитыми в уральском стиле. Сабля, кинжал... — одним словом, тяжелый кавалерист. А спустя время над ним был похоронен юноша-лучник. И тут уже мадьярский стиль превалирует. Это открытие было сделано в 2019 году. Выходит, воин, который захоронен внизу, из тех, кто уходил в поход, а юноша из тех, кто на Южный Урал из похода возвращался», — рассказывает профессор Сергей Боталов.

Есть в Уелги и угорская тема. В 2012 году здесь был обнаружен тайник: узда, сабля, всевозможные украшения. Вероятно, так пытались сохранить вещи от разграбления. В могильниках очень много горшков. К слову, первыми гончарами средневековья были женщины.

На сегодняшний день в этом некрополе раскопано более ста погребений и порядка 20 курганов. Мадьярская тема задала самый сложный ребус. Были обнаружены украшения конской узды: круглые бляхи из серебра, амальгированные золотом. Особая технология, очень непростая для того времени. Каждая из блях — сто граммов серебра как минимум. Венгерские ученые подтверждают: это венгерские вещи. Есть дефект в одном и том же месте. Значит, делались бляхи на одном эстампе одним и тем же мастером Бог знает где, а потом оказывались в гробницах на Южном Урале.

Характерные вещи свидетельствуют: их владелец — выходец из Карпатской котловины. И вещи эти не торгово-менового характера. В лучшем случае — трофейные, принесенные. Но кто принес?

Ответ на этот вопрос стал научной сенсацией. Мадьяры в конце девятого века с территории Южного Урала пришли в Карпатскую котловину, завоевали ее и превратились в венгров. То есть предки венгров были репатриантами. Но что заставляло их возвращаться? Уходило не все население, а боевая мобильная часть. Мадьяр влекли великие подвиги. Поучаствовав в кампаниях, они получали вознаграждение и с победой возвращались домой на своих великолепно украшенных конях, которые в то время были большой ценностью.

Могильник Актюба поставил точку в этом открытии. Здесь был обнаружен прекрасный богатый комплекс вещей и украшений для конкретной лошади. Скорее всего, это вообще было погребение коня с седлом, уздой и ремнями. За что такие почести? За заслуги. Вспомним похороны Буцефала Александра Македонского. То есть конь вернулся из похода вместе с хозяином-вождем.

Существовал большой венгерско-уральский путь, по которому в начале XIII века венгры-миссионеры, монахи шли на Южный Урал, чтобы крестить своих родственников. Монгольская эпоха все сокрушила и перемешала карты. Между тем в период этнокультурного разрушения в зауральской провинции сохранилась довольно спокойная жизнь. Возможно, потому что эти территории были не самым сладким трофеем: нет крупных рек, немного оазисных зон, достаточно суровый климат. Население здесь оказалось наиболее жизнеспособным, поскольку не попало в жернова великой замятни, в то время как в Золотой Орде бушевали кровные междоусобицы, чума и другие бедствия.

В этот период здесь возникает огромное количество крупных могильников. В Варненском районе есть мавзолей Кесене. Этот памятник средневековья по—другому называется башня Тамерлана. К слову, к Тамерлану она не имеет отношения. Да, он шел походом по степи сравнительно недалеко от этого места — на расстоянии пятисот километров. Но, скорее всего, это маркетинговая придумка начала XX века.

Памятник разнохарактерный. На территории Южного Урала подобной архитектуры нет. Мавзолей Кесене словно вершина айсберга на гигантском поле-некрополе размером километр на полкилометра. В основном там обнаруживают погребения XVIII века, но начинали здесь захоранивать еще в эпоху бронзы.

Конечно, это усыпальница знатного рода. У северной стены мавзолея было найдено погребение в лубяном саркофаге молодой женщины в шелковых одеждах с великолепными золотыми серьгами, прекрасными перстнями-печатками. Тогда и появилась легенда о дочери Тамерлана, которая пошла против воли отца и попыталась сбежать со своим возлюбленным. Погребение девушки оказалось единственным уцелевшим, остальные нещадно разграбили. Памятник был реконструирован. Сегодня мавзолей Кесене выглядит впечатляюще.

Средневековье — колыбель будущих народов Южного Урала, в частности, башкир и татар. Уральцы видоизменялись, конечно, со временем, но оставались уральцами. Они шли путем интеграции, инкорпорации и постоянного созидания. Были заложены традиции, которые впоследствии стали основополагающими для южноуральских народов. Объединяемые евразийской любовью, уральцы культурно и этнически взаимодействовали. Они смело налаживали торгово-экономические связи, закладывали основы последующей промышленной революции.

Татьяна Строганова
argumenti.ru

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…

http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  stroganova2 @ yandex.ru