Культура → Юрий Прожога
Создано 09 Январь 2013

Вот уже много лет по велению фамилии он «прожигает» жизнь дизайном.

Юрий Прожога немногословен и крайне редко дает интервью. Для него комфортнее и гармоничнее быть в творческом процессе наедине с собой. Он создает сайты, оформляет книги, рисует карикатуры, пишет картины, снимает фоторепортажи, участвует в выставках. Член двух творческих союзов России, объединяющих фотохудожников и журналистов. Но парадокс состоит в том, что Юрий не считает себя никем из них.

Виною тому, может, врожденная скромность, а может, философский склад ума. Бесспорно одно: мой собеседник — личность творческая и многогранная. Наш разговор сегодня об изобразительном искусстве, которое переживает непростые времена.

Вердикт «Религиометра»

— Во сколько лет вы осознали себя карикатуристом?

— Еще в детстве одноклассники выпрашивали мои рисунки. Но осознание еще не пришло. Я не карикатурист ни в коем случае! Я кто-то другой.

— Тщетно отпираться. Ваши работы в этом жанре есть и в книгах, и в Интернете, в частности, на авторском сайте. Впрочем... посмотрим шире. В чем предназначение художника, на ваш взгляд? Какова цель творчества?

— Мне нравится такое определение: «Человек с предназначением художника обладает врожденной способностью гармонизировать окружающее его пространство, приводя его в соответствие с образами духовного мира». Но иногда в голову приходят слова Меламида: «Все искусство, начиная от Джефа Кунса и кончая Кинкейдом, — одна из религиозных систем, и несчастные, которые потеряли веру в Бога, начинают поклоняться этой чепухе, искусству». Если объединить эти мысли, получится, что у художника одна цель: созидай молясь.

— А в жизни какой философией руководствуетесь?

— Прошел на днях тест «Религиометр» и с удивлением обнаружил, что на 73 процента я буддист. Теперь мне понятна тяга к японскому языку и восточным единоборствам. Одним словом, моя жизненная философия — медитация.

— Что противопоказано художнику?

— Пить алкоголь, ругаться матом, убивать ближнего своего...

— Бродский утверждал, что к иронии прибегают из трусости. Будучи карикатуристом, вы согласны с этим утверждением?

— Известное стихотворение Бродского «Представление» насквозь пронизано иронией:
Это — кошка, это — мышка.
Это — лагерь, это — вышка.
Но Бродский трусом не был. Он имел в виду то, что иронии тут недостаточно. За свои «тараканьи усища» Осип Мандельштам заплатил жизнью. Если социальный карикатурист боится власти, то он не рисует. Значит, его нет вовсе.

— Вам нравятся собственные рисунки, созданные много лет назад?

— Один из ста. Может, еще один... И, пожалуй, все.

— Что правильнее: любить себя в творчестве или критически относиться ко всему, что делаешь?

— Критика — лучший друг. Но, по большому счету, и то, и другое не помешает, если ты хороший художник.

Самодостаточность в карманах

— Как думаете: карикатура определяет время или есть иные критерии?

— Вспомним историю. Карикатура в первый раз была применена как средство борьбы с врагом. Мартин Лютер создал серию «Папство». Во времена Тридцатилетней религиозной войны между католиками и протестантами карикатура особенно ожесточилась. В период Французской революции — тоже. После прихода к власти Наполеона она вновь попала под запрет. В России все началось с лубка. Потом Петр I предписал установить контроль за картинками, высмеивающими лица царствующего дома. А жестокая цензура при Николае I окончательно убила сатирическую остроту. Период расцвета русской карикатуры приходится на эпоху Александровских реформ. При Сталине она вновь утратила свои позиции. Первые годы перестройки ее воскресили. В общем, время определяет, какой быть карикатуре и быть ли ей вообще. Нынче попробуйте нарисовать что-нибудь «поперечное»...

— Попробуйте вы.

— Легко! Прямо сейчас могу. Потом вместе посмеемся. Только... по разные стороны забора.

— Понятие «провинциальность искусства» имеет сегодня место?

— Для меня провинциальность искусства начинается тогда, когда в Российской академии искусства живописи учат китайцев, а преподает им кореец.

— В артсреде есть мнение, что истинный художник не ищет взаимодействия с людьми, он самодостаточен...

— А как люди догадаются, что он художник? Художник не дурак, ему нужны слава и деньги. Ему нужно светиться, где только можно. Самодостаточность его должна вываливаться из карманов! Ему больше нечем зарабатывать.

— Удивительный ответ, особенно если учесть, что на это интервью я уговаривала вас более двух лет... А как определить, эволюционирует художник или наоборот?

— Если вслед за формой возникает образ, значит, художник эволюционирует. Он должен иметь внутренний культурный запас, книжки читать, желательно классику. Иначе как же ему эволюционировать? Но, с другой стороны, прочитай сто лучших книг — и у тебя изменится сознание. Наверняка профессию сменишь.

— Прежде чем взяться за карандаш, ждете вдохновения или ритм жизни не позволяет этого делать?

— Вдохновение всегда со мной. Вдохновение — это желание творить. А ритма жизни я не чувствую. У меня на мониторе все тихо, спокойно, пасторально. Полянка, солнышко...

Меня тоже укусили...

— Что происходит сегодня с изобразительным искусством? Поставьте диагноз.

— Трудно оценить всю картину происходящего, настолько всего много. Но основные мысли таковы: размытость, массовость, рыночность, мелкота и деструктивность. Все рисуют картинки, пишут тексты, но никто не делает Искусство, не создает Литературу. Первое, что бросается в глаза, это разрыв с классикой, с академизмом. Сейчас трудно найти человека, умеющего писать академические портреты. Среди тысяч членов Союза художников едва ли наберется десяток таких. Потеряно базовое мастерство. Второе — это мутный посыл «к зрителю», как я его называю. То есть настолько сложна мысль в работе автора, что ее никто, даже сам автор не способен расшифровать. Потеряна конкретность мышления. Соглашусь с Мерабом Мамардашвили, который говорил: «Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно».

И с Кантом — «у человека обширнее всего сфера смутных представлений».

Третье — это легковесность искусства, его несерьезность, банальность, инфузориятуфельковость. Показательный пример — фототворчество. Сейчас в мире миллиарды доморощенных фотохудожников снимают триллионы одинаковых фотографий. Собственно, фотоискусство этой массовостью себя само убило. То же самое и в литературе. Миллионы блогеров решили, что они писатели. Нас окружают зомби от искусства, которые тянут к нам свои ручонки, пытаясь заразить. Здоровых все меньше. Оглянитесь: вон опять кому-то голову снесло...

— А себе можете поставить диагноз?

— Я здоров... был до недавнего времени. Но тоже уже укусили. Я полузомби — ничего не понимаю в современном искусстве.

 

— Что посоветуете бездарностям?

— На свет никто бездарностью не появляется. Бездарностью становятся с годами, когда забывается текст последней тобою прочитанной книжки. Если в голове перестают рождаться фантазии, значит, там стало пусто. Значит, дар утрачен.

— Дождемся ли нового Ренессанса? Нужен ли он человечеству?

— Ренессанс наступит, когда люди начнут мыслить глобально. Сейчас они мыслят мелкими категориями. Ренессанс, конечно, нужен. Только он дает возможность почувствовать, что по-настоящему красиво, а что безобразно. Ренессанс — это отметины в культурной истории, проставляемые человечеством для Бога. Вот, мол, смотри, не зря Ты нас создал.

 

Татьяна Строганова.
Специально для Медиазавода.

Рисунки Юрия Прожоги.

You have no rights to post comments

Автор сайта

Комментарии

  • Журналисты попали в «красную книгу»

    Тамара Москалёва 23.01.2018 21:44
    -Мда... читала бы и читала ещё... Вот она судьба. Вот они судьбы. Переплетение. Журналистка Т.Строганова ...

    Подробнее...

     
  • Пусть всегда будет мама

    Т.Строганова 17.01.2018 08:38
    Дима, сообщите, пожалуйста, вашу электронку. Есть информация для вас.

    Подробнее...

     
  • Пусть всегда будет мама

    Дима 17.01.2018 05:05
    Здравствуйте ищу сестру гайфулину я был в дет доме 2

    Подробнее...

     
  • Экзамен для кассандры

    татьяна шелихова 04.01.2018 16:04
    Благодарю Т. Строганову за очерк. По итогам наших бесед все записано верно. Меня жизнь давно убедила ...

    Подробнее...

     
  • Экзамен для кассандры

    Татьяна Осипцова 03.01.2018 02:51
    Спасибо автору! Хорошо знаю героиню очерка по давней переписке и "очным" беседам, которые возможны ...

    Подробнее...

2009—2018 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  stroganova2 @ yandex.ru
Сделано в веб-студии Юрия Прожоги Prozhoga.ru