Культура → Татьяна Предеина 2
Создано 31 Май 2013

2 июня в Челябинске стартует балетный фестиваль «Татьяна Предеина приглашает...», посвященный 25-летию творческой деятельности примы Челябинского театра оперы и балета им. М.И. Глинки.

Корреспондент, побывавший накануне этого знаменательного для города культурного события в гримерке виновницы торжества, узнал много интересного о жизни и творчестве знаменитой балерины.

Где взять деньги на селедку? Кто обитает в душевой? Что простительно партнеру и почему происходят чудеса? Об этом и многом другом откровенный разговор.

Из досье

Татьяна Предеина — прима Челябинского театра оперы и балета имени. М.И.Глинки. Народная артистка России. Лауреат областной премии «За вклад в развитие культуры и искусства Урала». Лауреат Премий «Душа танца» в номинации «Звезда» и «Золотая лира» в номинации «Театральное искусство». Лауреат Премии Правительства России. Неоднократный лауреат Фестиваля профессиональных театров Челябинской области «Сцена». Награждена медалью Святой равноапостольной княгини Ольги «За веру и верность».

Бант убрать, девочку взять!

— Говорят, у балетных детей нет детства. Это правда?

— Какое-то детство все же было, и его уже не изменишь. С четырех лет я занималась спортом. У меня даже есть какой-то разряд по фигурному катанию и... шоколадная медаль (смеется). Уже в те времена мне были знакомы ранние подъемы на тренировку, а поспать-то я любила. Помню день, когда мне купили коньки. Белые красивые! Мама принесла их вечером в детский сад. Я до полотка прыгала от радости! И выход свой первый на лед во Дворце спорта «Юность» помню. Естественно, сразу упала — и мне тут же прилетело коньком по голове. Однако ранение желания заниматься спортом не отбило. Я была достаточно перспективная, но чахлая. Собственно, меня в спорт и отдали родители, чтобы укрепить здоровье. Все равно я заболела, и случился очень большой перерыв в занятиях. Когда вернулась, дети делали уже какие-то трюки. Я сильно отстала и в аутсайдерах чувствовала себя некомфортно. Между тем педагог по хореографии все время твердила: «Девочка — балерина». Меня перевели в школу искусств № 10, там занималась балетом. А потом меня подсмотрел артист оперного театра Владимир Бейлин и посоветовал родителям отправить меня в Пермь. Конкурс был колоссальный! Помню, все три тура мама усердно завязывала мне огромный бант. В итоге комиссия решила: бант убрать, девочку взять. Так в десять лет я стала самостоятельным взрослым ребенком.

— Как это мама решилась свое единственное дитя отправить в дальние края?

— За что ей и благодарна! Может, это была какая-то патология, но я ведь на пятках не ходила в детстве. Только на цыпочках. Часто оставалась дома одна и все время танцевала. Полированный шкаф служил зеркалом, перед которым я крутилась, как могла. Ручки на его дверцах заменяли мне станок... Мама вскоре переехала в Пермь. Но я все равно жила в интернате, поскольку нагрузки в училище были очень большие. Домой только на выходные и на праздники приходила.

— Это была трудная жизнь? Часто плакали?

— Ну, наверное, плакала. Как-то грустно было порой и страшно. К тому же эти бытовые проблемы... В то время ведь не было техники, приходилось стирать самой на руках, делать себе прически, еду добывать... — словом, полное самообслуживание. Мылись мы в душе, расположенном в подвале. Надо было обладать смелостью, чтобы зайти в эту комнату. Инструкция следующая: открыть чуть-чуть дверь, нащупать выключатель, включить свет и быстро выскочить в коридор. Дело в том, что в душевой обитали огромные американские тараканы. Надо было подождать, пока они все разбегутся, и только потом заходить.

— А что значит «добывать еду»? Вы недоедали?

— По моему ощущению, в училище мы все время были голодные. Существовала даже тропа жизни. До сих пор в Перми этот магазин называется «Гастроном». Сухари «Московские», шакер-чурек — наша любимая еда. И еще почему-то селедка иваси баночного посола. Когда нам не хватало денег, стояли около кассы и собирали оброненные покупателями монетки, чтобы наскрести на покупку. Сто граммов — полтора чурека, как сейчас помню. Все продавцы прекрасно знали нашу дозу. Уже даже не спрашивали — просто взвешивали полтора чурека. А еще мы любили креветки. Позволяли их себе, конечно, только по большим праздникам. Надо было их варить, но такой возможности мы не имели. Поэтому просто размораживали и ели.

— Первые свои деньги вы как заработали?

— Сдается мне, что это были пробы фильма «Анна Павлова». К нам приезжали ассистенты, отбирали детей. Из училища я одна ездила на эти пробы на «Мосфильм». По-моему, тогда и состоялась какая-то оплата: три или пять рублей. Общалась с режиссером Эмилем Лотяну, и чуть ли меня даже не утвердили. Но за лето я вдруг так выросла, что на роль маленькой Анны Павловой пришлось брать другую девочку.

Мадам Курьез

— А когда и окружающим, и вам стало понятно, что вы — прима?

— Это не понятно... Вот вчера прошел спектакль. Но у нас же эфемерное искусство, оно никак не фиксируется в принципе, только в памяти остается. Сегодня ты выходишь на сцену — а в зале другая публика. Прима ты или нет, опять нужно будет доказывать.

— Вашу наставницу Екатерину Максимову называли Мадам Нет. Любые предложения она встречала словами «нет, я это не могу». И только потом в процессе обсуждения давала добро. А вы мадам... кто?

— Друзья называют меня Мадам Курьез. Постоянно со мной какие-то чудеса происходят. Багаж — вечная история. Приехали мы на гастроли в Америку. Чемодан, в котором была вся жизнь, начиная с линз и заканчивая пуантами и гримом, потерялся. Мое знакомство со Штатами началось с магазинов. Импресарио выделил сумму, чтобы я могла купить все самое необходимое. Чемодан нашелся за неделю до окончания двухмесячных гастролей. В стрессовых ситуациях не депрессую, наоборот мне почему-то весело становится. Вот совсем свежий случай. Ездила на фестиваль в Ташкент. Встречали, кстати, потрясающе! Перед выступлением пришла ко мне парикмахер, сделала прическу. Я в линзах. Когда брызгают лаком, всегда лицо руками закрываю. Вот и в этот раз закрыла. Чувствую: поливает она меня от всей души. Думаю, не буду сопротивляться, человек и так волнуется, пусть насмерть уже «прибьет» лаком эти перья. Не люблю, когда на сцене что-нибудь отваливается. «Танечка, а что у вас за лак такой интересный?» — вдруг спрашивает парикмахер. Открываю я тут лицо и вижу... она меня брызгала спреем для ног разогревающим! Как начала у меня голова гореть! Слезы из глаз рекой — там же эфирные масла. А времени нет на какие-то манипуляции, на сцену пора выходить... Душ после этого выступления я принимала с особым наслаждением!

— А еще вас называют Ходячая аптека. Это почему?

— Аптека — мой любимый магазин. На гастролях все знают, что у меня есть все: от глазных капель до хирургических инструментов. Просто была ситуация... Я сильно заболела, и никто меня не хотел лечить. Чуть не померла на гастролях. Теперь и в медицинском плане надеюсь только на себя.

— Всю жизнь у станка... А в отпуске хочется не шевелить ногой лишний раз?

— Очень хочется! Человек, он же сам по себе ленив. Наиболее комфортное состояние — лежа на диване с яблоком. Впрочем, я и от пончиков не откажусь. Захожу, к слову, как-то раз в автобус, а там мальчик с полным пакетом ароматных пончиков стоит. Не удержалась, говорю: «Мальчик, дай пончик». Ребенок удивился, но дал (смеется).

— Татьяна Предеина властная и строгая?

— Я требовательная. Высокие требования к себе в первую очередь предъявляю и к окружающим. Речь о профессии, разумеется. Меня, конечно, нервирует стоять в очередях, тем более, что я все время куда-то спешу. Но не станешь же очереди высокие требования предъявлять.

— А чего бы вы не смогли простить партнеру? Запах чеснока?

— Да бог с ним, с чесноком... Все простишь, куда деваться.

— ...Даже падение из-за неловкости премьера?

— И падение. Меня уронили однажды, с тех пор боюсь верхних поддержек. Можно сказать, что балет — травматичное искусство. Но с другой стороны... Идешь по улице, споткнулся — гипс. Вся наша жизнь травмаопасна.

Памятник при жизни

— В представлении многих прима балета — это легкость бытия, поклонники, подарки... А в вашем представлении это что?

— Пусть зритель остается при своем мироощущении. Ах, бабочки, ах, стрекозки!.. А для меня, наверное, это бесконечный труд. Сколько есть сил — все в эту топку кидаешь.

— Есть примы, которые выставляют свою личную жизнь напоказ, даже откровенные фото в Интернет выкладывают. А есть те, кто полностью скрывают свою личную жизнь, предоставляя поклонникам возможность придумывать всякие небылицы. Кто прав из этих прим?

— Не знаю, кто прав, но отнесу себя ко вторым. А вообще показатель всего — сцена. Вышел — и никого не должна уже волновать твоя личная жизнь. Если ты профессионал, то все свои слезы-переживания или радость буйную оставишь на потом и явишь зрителям ожидаемый образ. Мне было очень тяжело, когда ушла Екатерина Сергеевна. На девять дней я танцевала Анюту, а на сорок — веселушку Китри в балете «Дон Кихот». В гримерке — слезы градом! Но собираешься, идешь на сцену и танцуешь.

— Фестиваль в честь Екатерины Максимовой не проводится в Челябинске уже несколько лет. Вы ведь были инициатором его создания?

— Наконец-то я встретила людей, которые готовы мне помогать в его возрождении. Надеюсь, что на следующий, юбилейный для Екатерины Сергеевны год (75 лет со дня рождения. — Авт.) фестиваль состоится. Перед Максимовой и Васильевым — лучшим дуэтом ХХ века — весь мир снимал шляпу. Перечислять их титулы можно бесконечно. Не хранить эту память, мне кажется, неправильно. С Владимиром Васильевым мы продолжаем поддерживать творческие и дружеские отношения. Но я очень переживаю: бренд этого фестиваля может перехватить другой город. Не хотелось бы терять такое знаковое для Челябинска культурное мероприятие.

— А к современной хореографии как относитесь?

— Больше, конечно, люблю классику, в ней можно совершенствоваться бесконечно. Но для разнообразия или ради эксперимента можно и современную постановку станцевать.

— Каблуки высокие любите?

— Люблю на них смотреть (смеется). Конечно, это очень красиво, но я не могу себе позволить их часто носить. Ногам нужно давать отдых, в кроссовках мне комфортнее.

— Сцена снится?

— Иногда бывают странные сны. Не завязываются ленточки, нужно выходить на сцену, но что-то препятствует...

— Это правда, что вы выращиваете экзотический сад на подоконнике?

— Есть у меня такая забава. Ездить за город некогда, а тут все под рукой. Урожай огурцов уже можно собирать. А в прошлом году манго проросло, инжир дал плод.

— Вы неконфликтный человек?

— Неконфликтный. Просто все делаю по-своему (смеется). Не всегда, правда, это получается. У меня нет времени на споры. Для меня гораздо важнее внутренне осознавать свою правоту.

— Фестиваль «Татьяна Предеина приглашает...» по сути — это памятник при жизни. Думаю, многие завидуют вам...

— Зависть — плохое чувство. Я знаю, как его побороть. Придите, поработайте с мое, устаньте так, как устаю я — и... вообще никаких чувств уже не будет.

Татьяна Строганова.
Фото Михаила Логвинова и Андрея Голубева.
lentachel.ru

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Автор сайта

Комментарии

  • Тамара Москалёва: «Американцы завидуют русским»

    Валерий Ефимов 19.08.2017 00:55
    С большим удовольствием прочитал очерк о русской американке да еще землячке! Вы, Тамара, русская ...

    Подробнее...

     
  • Тамара Москалёва: «Американцы завидуют русским»

    Томилева Любовь 18.08.2017 18:21
    С Тамарой Петровной Москалевой я знакома очень давно,ещё с Таджикистана,гд е жили по соседству.Ещё ...

    Подробнее...

     
  • Тамара Москалёва: «Американцы завидуют русским»

    Тамара Москалёва 17.08.2017 17:09
    -Спасибо огромное всем, всем, написавшим добрые слова в мой адрес и в адрес замечательной журналистки ...

    Подробнее...

     
  • Воскрес, чтоб стать счастливым

    Павел 12.08.2017 05:59
    Сильная личность! Дай бог здоровья и долголетия!

    Подробнее...

     
  • Тамара Москалёва: «Американцы завидуют русским»

    нонна незлобина 11.08.2017 04:35
    Я так хотела поблагодарить Татьяну Строганову за прекрасную статью о жизни и творческом пути ...

    Подробнее...

2009—2017 © Татьяна Строганова. 
Перепечатка материалов только по договоренности с автором. 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сделано в веб-студии Юрия Прожоги Prozhoga.ru