Женское лицо философии


Ее красному диплому не нашлось профессионального применения, и путь в философскую науку начался с большого разочарования. С тех пор Регина Пеннер предпочитает маргинальные научные темы. Доктор философских наук ведет глубокие исследования в инновационных направлениях. В спектре научных интересов молодого ученого — взаимодействие человека и цифровых технологий.

Какое влияние оказывает «цифра» на культуру? К чему приводит наше «пребывание» в гаджетах? Для какой науки не важен результат? Что скрывает красивое лицо? Как два философа уживаются под одной крышей? Об этом и многом другом мы беседуем с профессором Южно-Уральского государственного университета.

Справка «АН»

Регина Владимировна Пеннер, профессор кафедры философии Южно-Уральского государственного университета, доктор философских наук. В 2011 году окончила с отличием ЧелГУ.  Прошла обучение в аспирантуре ЧГАКИ. В 2015 году защитила кандидатскую диссертацию, в 2024-м стала доктором философских наук. Сфера научных интересов — цифровая философия, цифровая антропология, цифровая идентичность, постгуманистика. Руководитель регионального гранта Российского научного фонда с 2022 по 2024 год. Автор более 100 научных публикаций, в числе которых статьи, размещенные в международных высокорейтинговых журналах.

Оборонительная поза

— Учась на пятом курсе специалитета исторического факультета по направлению «Связи с общественностью», я очень рано завершила написание дипломной работы. Целый семестр оказался свободным. Решила не терять драгоценного времени и погрузиться в пространство, куда можно было прийти без стажа и каких-либо доказанных профессиональных компетенций. Занялась так называемыми продажами, — вспоминает Регина Владимировна.

 — Чтобы заставить человека купить воздух, ты должен обладать определенными навыками манипуляций. Безусловно, этими навыками я не обладала, в итоге от своего начальника услышала фразу: «Коммуникативное пространство — это категорически не ваше! Пока не поздно, уходите из сферы продаж. Лучше работайте с бумажками».

Это было такое расстройство!.. Я ведь не сама ушла, меня «попросили»... Со слезами на глазах обратилась к своему научному руководителю за советом: «Диплом-то есть, но как его применить…».  Порекомендовал поступать в «философскую аспирантуру». Это и было начало моего профессионального пути.

На кафедре философии ЧГАКИ моим научным руководителем стала профессор Вера Невелева. Вскоре я поняла, что те темы, которые интересны мне, не интересны академическому сообществу. Меня вдохновляли маргинальные аспекты. К примеру, моя кандидатская была посвящена сериалу как культурной форме. Там, безусловно, были обзор и аналитика. Философы же из предметности пытаются в идейность выпрыгнуть. Между тем перед защитой кандидатской один из членов диссертационного совета мне сказал: «Ваша диссертация точно не философская». Вот такое странное у меня движение в науку…

— Это было разочарование номер два?

— Да. Однако защиту кандидатской я бы назвала даже успешной. Услышанная фраза заставила не выйти из философского пространства, а наоборот, аккумулироваться и доказать самой себе и членам диссертационного совета, что моя тема, конечно же, философская. Тем более что, по большому счету, философский потенциал есть у всего, у каждой вещи, и этим философия мне безумно нравится по сей день. Всё зависит от твоего взгляда. Вот какую ты оптику настроишь, так ты предмет и увидишь, подберешь аргументы, чтобы доказать свою правоту. Мне без проблем присвоили степень кандидата наук, и это, конечно, была победа, поскольку действительно приходилось вставать в оборонительную позу.

Маргинальный элемент

— Рискну предположить, что похождения по маргинальным темам на этом не завершились?

— Вы правы. Хотя я должна была чему-то научиться… Еще до защиты меня пригласили на кафедру философии ЮУрГУ, и здесь в союзе с Еленой Гредновской движение по маргиналиям усугубилось. Одновременно со мной на кафедру пришел профессор Сергей Борисов и «принес» идею живой философии, тему, которая в русскоязычном дискурсе вообще не была проработана, — философское консультирование.

Человек приходит к консультанту с каким-то сформулированным или не артикулированным запросом — и уже вместе, опираясь на философскую сокровищницу, на все эти тексты, которые есть в нашем распоряжении со времен Древней Греции, мы начинаем искать выход из каких-то определенных границ.

На тот момент эти идеи казались мне безумно интересными. У меня была огромнейшая аудиторная нагрузка, и вместе со студентами, ориентируясь на их запросы, я пыталась что-то живое создать, «вытащить» на поверхность. С этой идеей я даже несколько международных конференций посетила.

Интерес к темам, которые научным сообществом зашушукиваются, продолжал расти, и я серьезно сконцентрировалась на написании докторской. В центре моего внимания оказался индивид в культурных реалиях. С одной стороны, человек меняет культуру, а с другой — культура изменяет человека. Второй аспект плотно связан с тем, что меня интересовало в годы вхождения в философию, — влияние сериалов, их терапевтическое воздействие.

Приступая к работе над докторской, задалась вопросами. Что происходит с культурой и с человеком, когда культура меняется? Кто есть человек? И потихоньку пошла от философской к цифровой антропологии.

— От прошлого к будущему? Путь вполне логичный. И… обреченный на успех?

— Мне кажется, любой научный успех, любое результативное творчество — это деятельность, которая реализуется в нужное время и с правильными людьми. Такого человека мне посчастливилось встретить. Я увидела эту женщину случайно по телевизору на телеканале «Культура» и влюбилась, когда она открыла рот. Такая красотка — да еще и умная! Профессор Саратовского национального исследовательского университета Софья Владимировна Тихонова стала моим научным консультантом. При этом произошла некая трансформация направления, и докторская у меня получилась на тему «Цифровая идентичность».

— Остался ли там маргинальный элемент?

— На мой взгляд, он как раз-таки в исследовательской оптике заключен. Прослеживается моя маргинальная позиция, поскольку, с моей исследовательской точки зрения, идентичностью обладают не только люди, социальные группы и макросоциальные сообщества. На статус «собственное Я» сегодня претендуют очень многие агенты, изначально не имеющие социальной, а тем более человеческой природы. Это программы, профили, даже компьютерное «железо», не говоря уже о нейросетях. Тему «Постантропологическая оптика» мы сегодня активно развиваем. С коллегами из других вузов уже несколько лет проводим совместные исследования.

Тонкие границы

— Когда вы занимались философским консультированием, не казалось, что на территорию психологии заходите?

— Да, там тонкие границы. Но задачи, которые ставят специалисты, очень разные. Для философа нет понятия «индивидуальный комфорт» или «индивидуальное счастье», как нет и конкретного индивидуума. Есть не персонализированное понятие «человек», под которое подпадает множество людей не столько ныне живущих, сколько живших до нас, и тех, кто будут жить после нас.

Как правило, это групповая работа, при этом каждый член группы приходит со своим запросом. Мы знакомим с фрагментами из философских трудов. Мы не устраиваем длительные беседы, не уходим «вовнутрь». Наоборот, из какого-то не индивидуализированного, а универсального пространства открываем для человека то, что ему оказывается интересным.

Здесь, пожалуй, уместно сравнение с йога-практиками. Философ-консультант выступает в роли мастера. В режиме философской практики мы читали тексты вслух, сочиняли потом стихи. При этом ты ориентируешься на собственную проблему, но в группе не просто ее нянчишь, а включаешься в тему, заданную модератором.

Одна из ключевых категорий, с которыми работает философия, — истина. Душевный, духовный, физический дискомфорт — это последствия. Задача — обнаружить истинную причину дискомфортного состояния. Только давайте сразу оговоримся: в этом направлении я не реализовалась. Я такой же философ-консультант, как и «продажник».

— Зато вы реализовались как академический исследователь… Образ вашего научного консультанта не выходит из головы. Красивая и умная... Разве это редкость, когда два этих качества в одном человеке?

— Понимаете, в нашем сознании закреплены определенные народные мудрости, которые порой мешают увидеть мир во всем его разнообразии. Одна из них заключается в том, что от красивой женщины мало чего ждешь — уже достаточно и красивого лица. Хотя я категорически за то, что красота у нас не на мордашке и не в облике. Она формируется из духовной близости, когда мы непосредственно контактируем с человеком.

В последнее время очень много езжу по России, бываю в разных вузах, включая провинциальные, и могу сказать, что на самом деле у нас много очень красивых людей, которые занимаются научными исследованиями. Сегодня у философии преимущественно женское красивое лицо.

— При этом «красивая философия» еще и немножко хитрая. Это правда, что для философов важнее ставить вопросы, чем находить ответы? Но разве может быть развитие без результатов?

— Вообще линия прогресса — одна из возможных линий движения. Сегодня философия представлена как наука социально-гуманитарного цикла. Но вообще в своем историческом развитии она не всегда была наукой. Понимаете, какая штука… Термин «наука» появился на рубеже XV-XVI веков. А философия гораздо древнее, она существует с I тысячелетия до нашей эры. Поэтому корпус вопросов и проблем философии гораздо шире того спектра, который интересен науке.

Имеет значение умение в нужном ракурсе увидеть предмет своего исследования. И тогда для тебя уже важно размышление о предмете, а не то, где точку поставить. Как правило, объектом философского исследования является бытие. Какая там в принципе может быть точка?..

Продолжение следует.

Татьяна Строганова, «Аргументы недели»

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…

http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

***

Людмила Вишня, ветеран журналистики, член Союза журналистов России с 1973 года, заслуженный работник культуры РФ:
- Как всегда очень интересно читать о сложном. Потому что интервьюер на одной высоте с философом (героем). Ты умница, Танюша! Прими моё восхищение!

http://stroganova.su/23-about/699-zhenskoe-litso-filosofii-chast-2.html

 

2009—2025 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru