Ученые порой сталкиваются с неожиданными аналогиями. Проводя исследования в инженерной области, доктор технических наук Игорь Леванов пришел к любопытным выводам, касающимся человеческого организма. Теперь профессор охотно делится своими соображениями со студентами, а они… начинают ценить здоровье.
Как не сбиться с научного пути? Что общего между техникой и биологией? Нужно ли помогать детям решать домашние задачки? Об этом и многом другом наш разговор с профессором Южно-Уральского государственного университета.
Справка «АН»
Игорь Геннадьевич Леванов, руководитель отдела научно-исследовательских работ передовой инженерной школы двигателестроения и специальной техники «Сердце Урала», доктор технических наук, профессор базовой кафедры «Автомобили и автомобильный сервис» ЮУрГУ. В 2007 году окончил с отличием специалитет ЮУрГУ по направлению «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автотранспорт)», в 2011-м защитил кандидатскую диссертацию. В 2015 году окончил магистратуру по направлению «Энергетическое машиностроение», в 2022-м защитил докторскую диссертацию. Участвовал в реализации 23 проектов совместно с предприятиями Челябинской области и других регионов России. Руководитель регионального гранта Российского научного фонда с 2022-го по 2023 год. Автор более 80 научных публикаций, в числе которых статьи, размещенные в международных высокорейтинговых журналах.
— Интересно все в жизни складывается, неожиданно порой. Сейчас я руководитель отдела научно-исследовательских разработок передовой инженерной школы «Сердце Урала», хотя по базовому образованию сервисник, инженер-эксплуатационник автомобильного транспорта…
В начале нулевых активно развивались иностранные автомобильные дилерские сети — была большая потребность в таких кадрах, — рассказывает Игорь Геннадьевич. — Это специалисты, которые занимаются организацией и проведением технического обслуживания и ремонта на автосервисных предприятиях и в автомобильных хозяйствах. Я был ориентирован на трудовую деятельность именно на автосервисном предприятии, видел себя мастером-приемщиком. Во время прохождения студенческой практики занимался техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей на дилерских станциях. Мне очень нравилось работать диагностом.
— О науке не помышляли?
— Абсолютно! Никаких планов в этом направлении не строил. Была обычная учеба на автотракторном факультете с учетом его особенностей. У нас очень активно автоспорт развивался, проводились различные соревнования. Помните, наверное, нашумевшее состязание «Виртуоз руля»? На университетской площади мы устраивали эффектные «покатушки». Но на пятом курсе мой будущий дипломный руководитель Елена Анатольевна Задорожная, ныне один из моих главных соавторов по различным трудам, предложила сделать первый шаг в сторону науки. Просто пригласила поучаствовать в одной из расчетно-исследовательских работ, которые вела кафедра в то время совместно с машиностроительными предприятиями.
Постепенно расчетно-исследовательская работа превратилась в дипломный проект. Ну а дальше… была полная неизвестность. Получив диплом инженера, никаких далеко идущих планов, связанных с наукой, я по-прежнему не строил. Эта сфера в то время финансировалась крайне мало. Ситуация была сложная. Никто из моих одногруппников в вузе не остался. Не знаю, что меня «притормозило» тогда...
— Может быть, любовь к расчетам?
— Считать любил, да. А главное — любил и люблю что-то неизведанное пробовать считать или экспериментировать, то есть заниматься тем, чего никто до меня не делал.
— И такое бывает?
— Понимаете, появилась какая-то жилка исследовательская. К примеру, при работе с задачей стало интересно, что будет, если я поменяю вот здесь что-то в расчетной модели? Как она себя поведет?
На тот момент на кафедре было несколько направлений научных исследований, одно из которых — сложнонагруженные гидродинамические подшипники скольжения. Это фундаментальные сопряжения, они во многом определяют ресурс и надежность. Они есть в двигателе любого автомобиля, любого промышленного агрегата, почти в каждом механизме. Но гидродинамический подшипник скольжения это не просто две поверхности, между которыми слой смазки толщиной в разы меньше толщины человеческого волоса. Это целая наука — триботехника — мультидисциплинарная и очень интересная.
У истоков этого направления исследований в нашем университете стояли профессора Валерий Никифорович Прокопьев и Юрий Владимирович Рождественский. Я стал одним из представителей их научной школы. Но ситуация у меня получилась непростая: после окончания университета не сразу поступил в аспирантуру. В те времена надо было заранее подавать документы, бронировать места. А поскольку я к научным вершинам не стремился, у меня не было ни публикаций, ни каких-то особых заслуг.
В дипломную работу вошла первая зарегистрированная программа. Однако поступить в аспирантуру сразу после окончания университета это не помогло. Год я трудился инженером на кафедре, которая занималась развитием методов расчета сложнонагруженных подшипников скольжения, коленчатых валов ДВС и разработкой программного обеспечения, постигал программирование.
— В науку я погружался медленно. Даже пытался покинуть вуз. Заведующим кафедрой и моим непосредственным руководителем был Валерий Никифорович Прокопьев. Как-то я пришел к нему и поделился своими мыслями: «Наверное, придется уходить на «большую землю», зарабатывать деньги. А то ведь наукой ни себя, ни близких не прокормишь…». Навсегда запомнил его ответ: «Ты, конечно, можешь уйти: инженеры сейчас везде востребованы, но учти, что жизнь длинная, наука пригодится». Я подумал и не стал забирать документы. Просто подрабатывал в различных компаниях, крутил гайки на предприятиях.
К сожалению, в 2009 году Валерий Никифорович скоропостижно скончался. Прямо на рабочем месте. Лишившись наставника, я опять должен был делать выбор. И наука, действительно, пригодилась. В то время факультет и кафедра активно работали с Челябинским тракторным заводом над созданием двигателей серии «Т», требовались молодые силы. Коллеги меня поддержали. Мы вместе стали решать инженерные задачи, я увлекся преподаванием, но решил все же сконцентрироваться на науке.
К тому времени ситуация стала меняться в лучшую сторону. Стартовала первая федеральная программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России (2009 — 2013 годы)». Появились гранты и возможность зарабатывать на науке. Благодаря участию в разработках накопился материал на кандидатскую диссертацию. И опыта набирался.
— А еще вы совет молодых ученых ЮУрГУ возглавляли…
— Несколько лет. Движение было активное, мы все сдружились, развивали систему наставничества. Я был заместителем декана автотракторного факультета по научной работе. ЮУрГУ продолжал стремительное развитие и стал национальным исследовательским университетом. Приобреталось оборудование, выделялись средства коллективам на развитие. Больше внимания стали уделять молодым ученым.
А мы продолжали заниматься трибологией и триботехникой, процессами трения и изнашивания различных сопряжений машин, материалов, разрабатывать новые методики расчетов. С разделом машиноведения, изучающим изнашивание, трение и смазку, наша кафедра связана исторически. Здесь была организована первая в стране вузовская академическая лаборатория триботехники.
Со временем я стал понимать, что это очень широкая область, которая не ограничивается двигателями внутреннего сгорания или транспортными машинами, и в один прекрасный момент заинтересовался не только теоретическими расчетными задачами, но и экспериментальными исследованиями смазочных и конструкционных материалов. Включился в работу лаборатории и… потихонечку стал ее руководителем. Сейчас лаборатория входит в состав передовой инженерной школы «Сердце Урала».
Университет занимался разработкой мостов для КамАЗа, нас привлекали к реализации и других проектов. Все это давало определенные импульсы для более глубокого погружения в науку, в разработки и испытания. Формировались видение процессов, научный интерес. Сейчас мое внимание сосредоточено на надежности объектов машиностроения. Моделирую процессы износа сопряжений, которых в одном только двигателе с десяток, прогнозирую ресурс, занимаюсь исследованиями смазочных материалов.
Окончание следует.
Татьяна СТРОГАНОВА, «Аргументы недели».
Фото Александра Соколова
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2025 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru