Салават Аминов: «Победам возраст не помеха»

Известный челябинский стилист Салават Аминов в профессии уже сорок лет. За это время сострижены тонны волос, получены десятки лауреатских дипломов, создано огромное количество мужских и женских образов. Сегодня мэтр не боится признаться в том, что выгоняет капризных клиентов и любит смеяться над теми, кто смеялся над ним... Виртуоз расчески и ножниц рассказал о замысловатом пути в профессию, железных принципах и новых трендах.

Из досье

Салават Аминов модельер-парикмахер высшей квалификации. Имеет классическое образование, которое получил в свое время в Риге, окончив высшую школу модельеров. Член ассоциации элитарного клуба высокой моды Франции. Победитель городских, региональных и всероссийских конкурсов парикмахерского искусства.

— Вы победили во всероссийском конкурсе мастерства членов Ассоциации высокой парикмахерской моды Франции Hairtrendhcfrussia. Что для этого потребовалось?

— Я занял первое место в номинации «Повседневная прическа». Было важно поймать моду грядущего сезона, и, видимо, мне это удалось. Год платиновой скандинавской блондинки. Взял за основу образ Мэрилин Монро и осовременил его. Получилось достаточно грамотно, красиво и профессионально, что и было оценено членами жюри. Следующий этап — международный финал конкурса, который пройдет в феврале 2018 года в Лувре. Планирую в нем участвовать. Потребуется основательная подготовка. Хочется поставить жирную точку в конкурсной карьере. Получится ли — пока сложно загадывать. Уровень участников серьезный, сегодня очень сильны специалисты Кореи, Мексики, Венгрии.

Вообще побед в жизни было много, начиная с советских конкурсов на заре моей творческой деятельности. К слову, в результате победы в областном состязании я получил направление на учебу в Ригу и стал профессиональным модельером-парикмахером. Дважды становился лауреатом легендарного конкурса L’Orėal Colour Trophy, хотя обойти молодежь достаточно сложно, приходится напрягаться чуть больше, чем когда-то в начале творческого пути. К счастью, хватает сил, воображения, опыта и профессионализма, чтобы всегда быть в тройке лучших.

— В последние годы вы, очевидно, были одним из самых возрастных конкурсантов? Это не смущало?

— Нет, нисколько. Возраст — это значимо и почетно, особенно у французов, он вызывает живой интерес. Это в России к возрасту относятся с легкой иронией, а иногда даже с сарказмом. Но... окончив институт культуры по специальности «Театральная режиссура», я достаточно трезво оцениваю такие ситуации. Подыгрываю, как могу. В итоге насмешки остаются позади, а я — не пьедестале. Смеется ведь тот, кто смеется последним.

— В каком возрасте вы стали стилистом?

— Здесь есть тонкая специфическая грань между «было» и «стало». По окончании вуза, работая режиссером во Дворце железнодорожников, мне пришлось столкнуться с конкурсами красоты, с профессиональными конкурсами парикмахеров. Люди, которые в профессии были уже давно, увидели, что я «немножко не там», разглядели во мне коллегу. Я, наверное, тогда правильное решение принял. Подумал: «Лучше стать хорошим парикмахером, чем посредственным режиссером». Через тернии к звездам... в общем, это случилось. Победы следовали одна за другой.

— То есть не в детстве искать истоки? Прически куклам не делали?

— Видите картину у меня за спиной? Она, собственно, и символизирует мое детство. Я занимался скрипкой очень серьезно. Планы были грандиозные: если уж не стать профессиональным солистом-скрипачом, то... летчиком. Скрипач из меня не получился, потому что мизинец чуть-чуть не дорос до нужной длины. А летчиком стать не вышло из-за зрения.

Впервые я взял в руки ножницы, когда еще в культпросветучилище учился. У нас был роскошный предмет «Театральный грим и прическа». Мне тогда казалось, что видение педагога-режиссера несколько расходится с моим видением. Вот и корректировал некоторых героев театральных постановок на свое усмотрение. Брал в руки ножницы, бритву, расчески и делал так, как считал нужным. Ни разу не получилось плохо или неправильно. Но это еще не было движением в профессию. Просто необходимость — совершенствование образа героя. Потом уже девчата из «Волшебницы» помогли стать специалистом высокой квалификации.

— Будучи мэтром, вы галатеям какого возраста отдаете предпочтение?

— 35-37 лет. У меня всегда было развито чувство формы. Возраст 18-23 — это еще нечто просто движущееся. А Галатея несущая и преподносящая себя в лучших ракурсах и манерах — это намного интереснее и глазу, и душе.

— Вы универсал. С мужскими образами любите работать?

— Да я и детей подстригаю. Знаете, когда отработал сорок лет, модели уже никак не классифицируются. Степень автоматизма рук и мозгов достигла того уровня, когда тебе... не то, чтобы все равно. Просто речь идет о тех, кто признает мой опыт и профессионализм. В 60 лет, когда к тебе идут люди всех возрастов и статусов от министра до дворника, уже просто работает чувство уважения к клиентам. Я никогда их не

ранжирую. Они у меня все роскошные! Мы столько лет вместе! Многие уже внуков ко мне приводят. Степень доверия стилисту в семьях культивируется. И это, конечно, приятно, когда тебе говорят: «А вот моя бабушка помнит, как вы ей в „Чародейке“ косу в юности обстригли». Мне странно, когда коллеги говорят «мне не нравится стричь мужчин» или «я не люблю причесывать длинные волосы». Они просто дальше недоговаривают ... «потому что не умею».

— А как вы относитесь к капризам?

— Капризных я просто выгоняю.

— Серьезно? До того или после?

— Могу и во время. Как только начинают «исполнять не самый лучший вальс», предлагаю обратиться к другому специалисту. У меня сложилась четкая концепция работы: мне не надо мешать. Так же и с сотрудниками поступаю. Прощаюсь с теми, кто мешает двигаться вперед.

— Вас капризы сильно выбивают из колеи?

— Меня? Нисколько! Во-первых, я закаленный. Во-вторых, у меня трезвый ум. Есть четкое понимание: теряет тот, кто капризничает, а не я. К слову, бывает, человек, осознает, что надо поумерить свой пыл, и возвращается.

— Стилисты обычно скрывают личную жизнь. Вы приятное исключение?

— Я ее тоже могу скрыть. Что такое личная жизнь? Это же пространство от рождения до смерти...

— Я имею в виду семью. Близких вы стрижете?

— Семьи у меня в данный момент нет. Близкие все — мои клиенты, но бесплатно я никого не подстригаю. Даже своих родных. Это моя принципиальная позиция. Беда России в любви к халяве. И я с этим боюсь в меру своих возможностей. Близких это нисколько не смущает. Понимают, что это такая же тяжелая и сложная работа, как многие другие, и она должна оплачиваться.

— Вы создаете тренды. Обрисуйте ближайшие перспективы.

— Начнем с мужской прически. Мы возвращаемся к стилистике 50-60-х годов прошлого века, потому что апофеоз моды, наверное, как раз и пришелся на этот период. Мужская голова была именно мужской, она имела форму и красоту. Не было унисекса, что мы видим сегодня. Стрижки «Канадка», «Бобрик» — перспектива следующего года. Классика возвращается! Будут в почете руки парикмахеров, которые отработали десятилетия, поскольку современные специалисты попросту не знают этих техник. В прическах мужских теперь должна быть чистота. Никакой клоунады и эксцентрики! Красивая, конкретная форма, которую легко поддерживать.

Чуть сложнее и серьезнее будет выглядеть женская мода. Слава богу, не прижились розовые, зеленые и фиолетовые волосы. Хотя индустрия поработала в этом направлении активно, ультрамодные красители побыли в тренде ровно сезон. Мода смело шагнет в естественность, подразумевающую конкретный образ. Речь не идет о серых и или коричневых натуральных волосах. Все дело в облагораживании образа. Голова перестает быть самостоятельным субъектом на теле человека. Современная женщина достаточно много времени, сил и финансов тратит на свою внешность. Поэтому в первую очередь необходимо вести разговор об образе. Причем делать это нужно деликатно, не слишком углубляясь, потому что какие-то моменты могут обидеть, оскорбить даже...

— ...Ведь каждый уверен, что он сам себе стилист?

— Да, это так. Задача — ненавязчиво помочь человеку завершить образ, довести его до совершенства. Но вернемся к трендам. На мой взгляд, заканчивается эра блондинок с кукольными кудряшками на полудлинных волосах. Только

красивый ровный цвет, мягкая естественная волна. Мы должны облегчить женщине жизнь, а не усложнять ее, создавая пестроту на голове. Не каждое утро дама сможет подобрать к такой прическе наряд, обувь, украшения, да и поддерживать кудри достаточно проблематично. Хотелось бы чего-то красивого, нейтрально спокойного, но выразительного. Если даже делаем блики в виде цветных прядей, этого должно быть настолько в меру! Ведь прическа должна сочетаться с любым нарядом.

Длину наконец-то никто не диктует. Есть короткая вечная стрижка в стиле пикси, которая молодит. Пришло время любителей челки, с ее помощью можно манипулировать образом. Аккуратный элегантный затылок способен украсить любую проблемную шею. Остается только решить судьбу ушей — прикрыть — не прикрыть. И если прикрыть, то насколько, чтобы человека не смущала эта зона.

Что же касается волос средней длины — это вечное каре. Только оно теперь имеет чистые цвета. Никаких манипуляций в стиле «цирк»! Однако технологии не стоят на месте. Мы несколько варьируем форму классического каре, потому что волос должен быть, что называется, в движении.

— И последний вопрос, Салават. Некрасивых женщин не бывает?..

— Нет, конечно! Бывают специалисты слабые, недообразованные и недообученные. По духу-то, возможно, нашел ты своего стилиста, а по профессионализму человек не вытягивает. Бывало, видишь роскошную даму, но образ незавершен. Так хочется подойти и подсказать... Но если уж предлагаешь свои услуги, ты должен безупречно справиться с задачей. Потому что, если повторишь ошибку предыдущего специалиста, у человека может создасться ошибочное мнение: все парикмахеры одинаковые, сколько не меняй.

В Челябинске много красивых женщин. Я приведу фразу одного знаменитого французского стилиста, женатого на

россиянке. У Николя Крист салоны по всему миру. Однажды он приехал в Челябинск. Шел поиск моделей для семинаров во время вояжа по городу. Николя был поражен и воскликнул: «Так у вас любой можно предложить быть моделью!» Каждая все зависимости от статуса и размера кошелька старается хорошо выглядеть, быть ухоженной.

Сегодня арсенал средств настолько широк! И специалистов очень много. Главное — посерьезней относиться к выбору парикмахера. Когда «не кабы к кому» — это сразу видно. Если человек утро начинает с хорошего настроения, как правило, оно сохраняется на весь день. А утро у нас начинается со взгляда в зеркало. Дай Бог каждому произнести в этот момент фразу: «Какой же у меня хороший парикмахер!» Трендов в чистом виде придерживаться сложно. Порой очень дорого, порой затратно по времени. Поэтому надо больше общаться со своим стилистом, который поможет подстроить моду под себя и выглядеть всегда великолепно.

...Но вернемся к вашему вопросу по поводу новых творческих высот и конкурсов. Наверное, все-таки точку ставить рано. Наверное, все-таки многоточие.

Татьяна Строганова

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…

http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru