Александр Машуков: «На уроке детям должно быть хорошо»

«Учитель года» рассказал о самых важных школьных предметах.

Образование — пожалуй, самая интересная сфера жизни. Хотя бы потому, что начинается оно с первой секунды появления на свет и заканчивается с последним вздохом. Мы познаем мир, открываем для себя его тайны, что-то принимаем, что-то отвергаем. Выбор бывает судьбоносным, поэтому так актуален вопрос: кто и как формирует культуру восприятия мира?

Школьный этап — одно из основополагающих звеньев этого процесса. Какой предмет важнее? Чего ждем мы от школьного образования, и что оно нам в действительности дает? Помощник ректора Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, учитель русского языка и литературы, победитель областного конкурса «Учитель года-2004» Александр Машуков делится своими мыслями на этот счет.

— Наша жизнь стремительно меняется. Меняются приоритеты и требования. Сегодня, на мой взгляд, учитель может не помнить всех законов Ньютона, но он должен знать, что они существуют. Потому что это культура, и современный человек должен к этой культуре иметь прямое отношение.

— Но если учитель не помнит законы Ньютона, как же он объяснит их своим ученикам?

— Я имею в виду учителей других предметов, не физики. Мне, преподававшему русский язык и литературу, дети, к примеру, задавали вопрос: «Когда мы падаем, мы же не вспоминаем в этот момент первый закон Ньютона, а вспоминаем, что надо сгруппироваться, чтобы получить минимум ссадин и ушибов». «Но вы же знаете, что он существует, вы же потом вспоминаете об этом», — отвечал я. Знания, которые даются в школе, в жизни нам пригождаются не так часто и не в таком объеме. Но это необходимые знания. Есть непреложные вещи. На мой взгляд, каждый ребенок должен знать русский язык, историю и уважительно к ней относиться.

Подробнее...

Виталий Соломин: «От «хрущевок» надо избавляться»

Тема жилищного строительства в последнее время обрела тревожное звучание. Каждый из нас стал невольно задумываться: «В безопасном ли доме я живу?»

В канун профессионального праздника мы пригласили в редакцию почетного строителя России, академика Виталия Соломина. 62 года жизни он отдал ЮУрГУ, так что большинство сегодняшних южно-уральских строителей — его бывшие студенты. Об одной из важнейших сфер социума мы поговорили, что называется, по душам и на чистоту.

Виталий Иванович Соломин — доктор технических наук, почетный профессор ЮУрГУ, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, академик Российской академии архитектуры и строительных наук, почетный гражданин Челябинска.

— После печальных сообщений в СМИ о событиях в Омске у многих сложилось впечатление, что понятия «безопасность» и «строительство» несовместимы...

— Ну что вы! Такая трагедия — исключительный случай. Это здание не было чем-то особенным, рядовой объект. Вероятно, имели место слишком грубые нарушения норм во время возведения здания или при его эксплуатации. Строители часто работают в сложных условиях. Заказчик нажимает: «Давайте скорее». Бизнесмены тоже заинтересованы, чтобы все делалось быстро. Эти факторы могут сыграть свою роль.

— И наука здесь бессильна?

Подробнее...

Тамара Телелюева создала школу радости для детей с нарушениями зрения

Школа по праву считается одной из лучших в стране и по уровню оснащения, и по качеству предоставления образовательных услуг.

Педагоги единственной в регионе специальной коррекционной общеобразовательной школы № 127 для детей с ограниченными возможностями здоровья убеждены, что способности их воспитанников безграничны.

Среди выпускников этой уникальной школы есть настоящая красавица. Просто принцесса! Алена учится в институте культуры и искусств, вышла замуж. Когда с тросточкой она прогуливается по городу, люди заглядываются. Уступают дорогу, что-то подсказывают. Очень к себе располагает!

Бессменный директор этого учебного учреждения Тамара Телелюева считает, что воспитание, обучение и развитие детей с проблемами здоровья — важнейшая социально-педагогическая задача, которая инициирует внедрение современных образовательных технологий при решении проблем. Благодаря специальному методическому, дидактическому комплексу дети на качественном уровне осваивают программу полного среднего образования, являющегося нередко базой для получения высшего по выбранной профессии. Но главное — за 12 лет обучения юные жители Челябинска социализируются, укрепляют здоровье, формируют багаж навыков для полноценной жизни в обществе.

Специальная школа для детей с нарушениями зрения была открыта в Челябинске в 1992 году. 1 сентября на линейку выстроились всего 30 учеников, но с каждым годом их становилось все больше. Сегодня двери школы распахнуты для 250 человек. Благодаря тому, что в городе организована диагностика выявления нарушений зрительной функции у детей, специалистами своевременно рекомендуется обучение в коррекционной школе.

Подробнее...

Школы и вузы: территория сотрудничества

В Центральном районе Челябинска сложилась уникальная образовательная система. По сути, здесь создана малая академия наук для школьников, благодаря чему вузы получают хорошо подготовленных и увлеченных исследованиями студентов.

Сотрудничество школ и высших учебных заведений позволяет повышать уровень знаний учащихся по профильным предметам. Каким образом происходит это взаимодействие? Начальник Центрального управления образования администрации Челябинска, почетный работник общего образования РФ, кандидат педагогических наук Юлия Смирнова — инициатор и организатор многих интересных инновационных проектов. Юлия Викторовна рассказала о том, как приобщают ребят к научной работе, и составила собирательный образ сегодняшнего школьника на разных ступенях обучения.

— Мы сотрудничаем с несколькими вузами. На базе физического факультета ЧГПУ создана очень интересная лаборатория, где представлено оборудование для школьников младшего и среднего возраста, учебные фильмы в современном формате. Налажено взаимодействие учителей физики с преподавателями факультета, его студенты проходят практику в школах. Развиваем и социальное направление. В частности, с кафедрой психологии естественно-технологического факультета заключен договор о совместной деятельности, связанной с социальным проектированием. Есть практика в городских лагерях района и загородном лагере в рамках лидерской смены.

Подробнее...

Как стать «англичанином» или «французом»

Все учили в школе иностранный язык. С пятого, а то и с первого класса. Некоторые уже в детском саду начинают получать эти знания. Столько лет отдается непростой, но перспективной дисциплине! Казалось бы, покидать стены школы мы должны истинными «англичанами», «французами» или «немцами». Между тем лингвистические знания выпускников скудны. Даже по окончании вуза мало кто может похвастать приличным разговорным иностранным языком.

Где слабое звено образовательной системы? Попытаемся найти его вместе с молодым учителем иностранных языков челябинской школы № 67 Кристиной Целиковой.

— Начнем с того, что в принципе овладеть иностранным языком дано не всем. К счастью, в нашей школе, к примеру, есть профильные классы. Если ребенок после начальной ступени обучения понимает, что тяги к языкам нет, он выбирает общеобразовательный класс или физико-математический. Там тоже преподают языки, но просто для общего ознакомления. Сдавать экзамены не придется, и ребенок выйдет из школы с тем минимумом знаний, который удалось накопить. Есть большая проблема — отсутствие языковой среды. Если ребенок растет в соответствующей атмосфере (допустим, один из родителей знает язык), существенно облегчается задача получения лингвистических знаний. Но это редкость, поэтому мы ищем варианты решения проблемы. Я выпускница ЧГПУ. На кафедру иностранных языков вуза каждый год приезжают студенты-практиканты из других стран, приглашаю их на уроки. Гости педуниверситета изучают в нашем городе русский язык, и им, естественно, интересно общаться на нем. Но я прошу их разговаривать со школьниками на своем родном языке — английском или французском.

— И что — все понимают?

Подробнее...

Любителям селфи поставили диагноз

Привычка постоянно фотографировать себя уже давно стала масштабным модным веянием. Редкий интернетпользователь не выкладывает в соцсети самостоятельно сделанные фотографические портреты. Лифты, кафе, магазины, туалеты... — где только не ведется эта специфическая съемка. Однако, не исключено, что теперь количество размещенных в виртуальном пространстве автофото заметно поубавится. Американская психиатрическая ассоциация официально признала селфи психическим расстройством.

По мнению ученых, больной, страдающий selfitis, не может удержаться от желания снимать самого себя и размещать фото в соцсетях. Это занятие помогает скрывать неуверенность в себе и восполняет недостаток близких отношений. Что же касается восприятия селфи другими обитателями виртуального мира, то здесь мнения расходятся: от восторга до полного отрицания. К слову, гарвардские социологи выяснили, что так называемый туалетный лук — автоснимок, сделанный с помощью зеркала в ванной или туалете — раздражает подписчиков соцсетей больше всего.

Итак, ученые определили три стадии расстройства: пограничная (менее трех публикаций автофото в сетях за день), острая (по меньшей мере три селфи) и хроническая (шесть и более снимков ежедневно). При этом психиатры заявляют, что лекарство от этой болезни пока не изобретено, однако рекомендуют курс психотерапии. Его мы и решили предложить нашим читателям. В гостях у редакции психиатр и клинический психолог Андрей Бабин.

— Селфи выкладывает в соцсети каждый второй интернет-пользователь. Получается, все эти люди имеют психические расстройства?

— Наверное. Но именно эти психические расстройства делают нас интересными друг для друга. Если бы люди не страдали, не болели, жили бы так красиво, как персонажи всевозможных рекламных роликов, то, вероятно, от такой жизни захотелось бы удавиться. Можно собрать все рекламы и смонтировать из них фильм. Страшнее кино не придумаешь! Конечно же, селфи — это психическое отклонение, в основе которого психологический эксгибиционизм — выставка, выставление на показ, самообнажение. А в основе эксгибиционизма лежит более узкое понятие «нарциссизм». Это самовлюбленность, либо вынужденная, либо искренняя. Она позволяет человеку как-то отгораживаться или компенсироваться в этом сумасшедшем мире, где все регламентировано, расписано, выверено, где спонтанность по определению невозможна. Даже простой человеческий чих многие в себе подавляют.

— Никогда не делала селфи, но думаю, что нарциссизм меня не миновал...

Подробнее...

Журналисты Южного Урала выбрали лидера

Новый председатель правления Союза журналистов Челябинской области был избран абсолютным большинством голосов.

В Челябинске в кинотеатре «Знамя» прошла отчетно-выборная конференция региональной общественной организации «Союз журналистов Челябинской области». Александр Юрин завершил свою деятельность в статусе председателя, отчитался о проделанной работе, которая была признана удовлетворительной.

Новым лидером творческого союза пожелали стать три кандидата: телеведущая интернет-телевидения «Урал-1» Ольга Давиденко, главный редактор городской общественно-политической газеты «Челябинский обзор» Дмитрий Моргулес и главный редактор журнала Челябинск Юрий Зацепилин.

Подробнее...

Марина Фирсова: «Школам на все хватает денег»

В Москве в системе общего образования произошли серьезные изменения. У родителей теперь не просят сдать деньги на нужды класса. Школы получили финансовую самостоятельность, а ученики — право выбора индивидуального маршрута развития.

В столице создаются крупные образовательные комплексы. Сегодня их около 800. Это вместо 2500 средних учебных заведений, которые были четыре года назад. Подготовлены условия для реализации федеральных государственных стандартов. О новой, профильной жизни общеобразовательной средней школы «Челябинскому рабочему» рассказала директор московской гимназии № 1518, народный учитель РФ, доктор педагогических наук, профессор Марина Фирсова. Она принимала участие в работе научно-практического семинара «Организационно-методические основы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования», проходившего в ЧелГУ. Но для начала — несколько слов о гостье редакции.

Марина Михайловна пришла в школу молодым учителем математики в 1973 году. С 81-го возглавляет это учебное заведение. Пройден огромный путь! Обычная массовая общеобразовательная школа превратилась в престижную гимназию, которая традиционно занимает первые строчки в рейтинге школ столицы.

Подробнее...

Детские лагеря открывают сезон

 

 

В детских оздоровительных лагерях идут последние приготовления. Муниципальные межведомственные комиссии оценивают готовность принять первую летнюю смену.

В этом году в Челябинской области планируется открыть 812 организаций отдыха и оздоровления детей. Это 72 загородных лагеря, 726 лагерей дневного пребывания, три лагеря труда и отдыха и 13 палаточных лагерей. На сегодняшний день уже открыто более 300 лагерей дневного пребывания. Загородные лагеря примут первые смены с 5 по 15 июня.

— В этом году на Южном Урале смогут отдохнуть более 230 тысяч детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет. Большей частью в загородных лагерях и лагерях с дневным пребыванием, — рассказывает начальник управления воспитания, дополнительного образования и социализации обучающихся министерства образования и науки Челябинской области Ирина Анфалова. — Третий год подряд пользуются большим спросом походы, экспедиции и сплавы. 16 тысяч детей смогут воспользоваться этими видами отдыха. Трудовой занятостью планируется охватить 66,5 тысячи подростков — отряды губернатора, депутатского корпуса, центров занятости. Кроме того, по линии министерства социальных отношений планируется обеспечить отдых почти 12 тысячам детей, состоящих на учете в «соцзащите», и сирот.

Подробнее...

Кто будет нас лечить?

От сессии до сессии учиться очень весело! Знакомая всем студентам формулировка. И, в общем-то, правдивая. Только это не про медицинский вуз. Здесь сложно учиться на первом курсе, еще сложнее — на втором и последующих... И невероятно сложно — на шестом, когда приходит осознание того, что буквально через несколько месяцев надо будет заходить в палату и говорить: «Здравствуйте! Я буду вас лечить».

Как поступить в медуниверситет? Бывают ли профнепригодные абитуриенты? Что общего между «коммерсантами» и бюджетниками? Об этом мы поговорили с деканом факультета довузовской подготовки, ответственным секретарем приемной комиссии ЮУГМУ, кандидатом медицинских наук Алексеем Федосовым.

Эту профессию выбирают те, кто хочет помочь людям и не боится трудностей. Профессия действительно сложнейшая! Во-первых, длительный и трудоемкий период обучения. Чтобы стать врачом общей практики, потребуется шесть лет. Получение узкой специализации предполагает обучение в ординатуре — год, три... до пяти лет, если это сложные хирургические специальности. Вот и представьте: будущий кардиохирург федерального кардиоцентра должен после школы отучиться еще 11 лет! А потом придется продолжать учебу в течение всей жизни: проходить курсы повышения квалификации, подтверждать сертификат специалиста, самосовершенствоваться. Постоянно требуется вливание знаний: новые препараты, методики лечения, подходы в диагностике. А еще нужно быть готовым жертвовать собой, ведь многие врачебные специальности предполагают круглосуточный режим работы: многочасовые операции, дежурства, экстренные вызовы. Ночь не ночь — всегда нужно быть в форме, чтобы прийти на помощь.

Подробнее...

Страница 17 из 23

<< В начало < Назад 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Вперёд > В конец >>

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…

http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru