Эксперт-взрывотехник знает, как вывернуть наизнанку каменную душу.
В Государственном историческом музее Южного Урала работает персональная выставка Леонида Грушина «Настроения осени». Известный челябинский эксперт-криминалист увлекается живописью с начала 90-х годов прошлого века. Большую роль в творческом становлении Грушина сыграли два знаменитых челябинца: деятель культуры, один из руководителей проектного института Юрий Трахтенберг и начальник милиции города Валерий Пустовой. В благодарность самодеятельный художник посвятил их памяти свою первую в жизни «персоналку».
Досье
Леонид Викторович Грушин родился 13.11.1960 в Новосибирске. В 1983 окончил Пензенское высшее артиллерийское инженерное училище. Проходил службу в ГСВГ, Новосибирском военно-политическом училище. В 1993 перешел в экспертно-криминалистическую службу МВД России. С 1994 года проживает в Челябинске. В 2015 году вышел в отставку в звании полковника полиции. Работает в Экспертно- криминалистическом центре ГУ МВД России по Челябинской области главным специалистом.
Самодеятельный художник, писатель и поэт. Женат, есть две дочери и внук.
Самобытному художественному стилю Леонида Грушина искусствоведы еще не дали определения. С точки зрения специалистов, его техника, вероятно, небезукоризненна. Однако это не мешает картинам создавать настроение, дарить посетителям заряд радости и согревать душу.
Экспозицию открывает работа «Мы в восхищении!» (холст, масло), запечатлевшая образы булгаковских персонажей из «Мастера и Маргариты». «Эти герои — лучшие хозяева праздника всех времен и народов. Надеюсь, с ними на выставке никому не будет скучно», — улыбается автор картины.
Рядом — оживший философский камень. Грушин нашел его однажды зимой на озере Тургояк и не смог пройти мимо. Взял, да и вывернул каменную душу наизнанку. И случилось перевоплощение.
Философский камень ожил в образе кота. Много лет живет он в приютившей его семье, внимательно смотрит на людей и помогает стать мудрее. К слову, работать с этим на первый взгляд бездушным материалом Леонид начал много лет назад. Было время собирать камни. Он просто бродил по берегу, искал интересную форму. Потом очищал камни, покрывал клеем, думал, что из них может выйти, — и рождался какой-нибудь зверь или еще что-нибудь интересное. А потом было время разбрасывать камни.
После художественного «оживления» он просто раздаривал их друзьям.
«Вселенский Лорд» (холст, масло) занимает особое место в душе художника. 12 лет как нет в живых любимого пса. Ему посвящена уже не первая живописная работа, а также трогательное эссе, которое совершено невозможно читать без слез. 13 лет прожил Лорд в семье. «Это был чистейшей души человек в собачьем обличии, — вспоминает Леонид. — Очень дружелюбный, настоящий христианин по отношению к людям, к животным и к жизни».
В «живом уголке» экспозиции есть и жирный рыжий кот, и собачка (без дамы), и очень грустная рыба с базара Кадиса. Ее наверняка давно съели, но на холсте теперь она будет жить вечно. Многие посетители развлекаются, пытаясь точно так же скривить губы, как она, но задача эта не из легких.
— Рыба действительно очень грустная. Напрашивается еще скупая слеза...
— Я подумаю над этим, — отвечает мне художник.
Кстати
Случается, что прямо во время экскурсии Леонид Грушин берет в руку кисть подходит к выставленной картине и что-нибудь дорисовывает. Так, на холсте под названием «Старый двор» вдруг появился известный челябинский рок-музыкант Юрий Богатенков, потом — кот, герань, птички с гнездом...
Особняком стоит картина «Маленькая свобода». Для полноты восприятия образа требуется, конечно, прочтение стихов, которые ей посвящены. Эта реальная девочка, подсмотренная в испанском парке. Когда она подняла руку, держа листик, родилась идея сопоставить ее со свободой американской. А потом появились и тяжелые по своей сути стихи. Маленькая свобода — самая чистая, настоящая и естественная. Она специально расположена в углу экспозиции. Свобода не должна о себе кричать, лучше заявлять о себе, молча.
Понятие «мокрый Париж» давно существует в живописи, хотя каждый открывает его по-своему, как и сам город. В работе Грушина «Ночной Париж» в отражении на асфальте есть своя игра света, которую художнику удалось передать, благодаря пастельной технике.
Еще один сюжет, подаренный жизнью, — «Властелина волн». Это произошло в Испании, во время свадьбы дочери художника. Одна из подруг невесты пыталась запечатлеть на фото, как волны разбиваются о камни. Но у нее ничего не получилось. Грушин решил помочь. Остановил волны на картине и даже позволил девушке в них понежиться.
Цветочная тема — одна из любимых. Подсолнухи, пионы, орхидеи, маки...
— Подсолнухи — сильная вещь! — комментирует художник. — Не зря их Ван Гог любил и писал. Они очень мощной энергетикой обладают. Я периодически к ним возвращаюсь.
Что же касается пионов, то с ними и вовсе связаны мистические истории. Грушин называет эти цветы белыми предвестниками любви и утверждает, что его картины, на которых изображены пионы, приносят своим новым владельцам счастливое супружество. Во всяком случае, у всех, кому он их дарил, случалась свадьба.
Ну и, конечно, невозможно пройти мимо галереи лиц. «Тайская красавица» (холст, масло) прошла длинный путь. Побывала даже какое-то время в прокуратуре. С этим связана отдельная история. Однажды Грушин попросил магнитогорского коллегу принять в его отдел девушку. «Ну, если только на учеты посадить работать...», — начал было руководитель отдела. «Нет, — строго ответил художник, — работать, она не будет. Она будет украшать...» Стоит ли говорить, что начальник напрягся... «А теперь обернись и познакомься с новой сотрудницей, — сказал Леонид, показав картину». Такой радости он не видел давно.
— Вот улыбается с холста телеведущая Ульяна Солопова — это один из первых моих портретов. А вот улыбка девушки, которую я еще не нашел... Бывает, пишешь что-то «из головы», а потом встречаешь вдруг своего персонажа. Иногда видишь незнакомого человека и понимаешь, что это именно он уже запечатлен на твоей картине.
Представлен на выставке и друг художника, известный рок-музыкант Кен Хенсли — лидер и автор подавляющего большинства песен группы «Uriah Heep». Его еще называют серый кардинал мелодического рока. Мог ли Леонид мечтать в 80-е годы о личном знакомстве с мировой знаменитостью? Но судьба преподнесла такой подарок. Они не только познакомились, но и подружились. Экспозиция представляет уже четвертый портрет Хенсли кисти Грушина «Волшебник дождя». Работу музыкант еще не видел. Если приедет в Челябинск, то и этот портрет будет ему подарен, как и три предыдущих. А пока рядом с холстом стихи Леонида, посвященные знаменитому другу.
Стыль и сталь над аллеей
Да листья, гонимые ветром.
Как в линейку косую тетрадь.
Дождь, асфальт не жалея,
Долбит клавиши-гаммы,
И от них бесполезно бежать.
Где-то в памяти вспыхнет
И, дай Бог, не погаснет
Волшебство вдруг озвученных снов.
Как давно это было!
Только память вернула
Грусть осеннюю ритмов и слов.
Мне бы солнца кусочек
Из строк ненаписанных песен,
Из аккордов, звучащих шутя.
Только, хочешь — не хочешь,
От дождя я зависим.
Вот мой рок! Я — владелец дождя!
Леонид Грушин плотно занялся живописью только после отставки. Слишком много было административной работы, допоздна задерживался на службе. Это раньше, в 90-е годы, будучи на дежурстве по взрывотехнике, написав экспертизу, он мог себе позволить открыть мольберт и писать на работе. А когда в прошлом году вышел на пенсию (оставшись при этом действующим экспертом), появились хотя бы вечера, которые можно было посвящать творчеству.
— Жанру, в котором вы работаете, еще нет названия? Вы как определяете свое творчество?
— Да никак! Пусть будет просто — самодеятельный художник. Я всегда любил искусство во всех его проявлениях: живопись, музыку, литературу. Но живопись наиболее мастодонтальна, не побоюсь этого слова. Ее больше видишь, больше ощущаешь и о ней больше говорится. Мы много путешествуем с семьей и часто посещаем музеи. Живопись всегда была в голове и в душе. Первые попытки художеств происходили в детстве. А по-настоящему я увлекся рисованием в армии. На маленьких фанерках что-то пытался писать. Потом уже в Челябинске начал изучать специальную литературу. ...Когда мне предложили провести «персоналку», я был удивлен. Даже не подозревал, что мое скромное творчество может быть интересно на таком серьезном уровне.
— Очень много восторженных отзывов посетителей. А что говорят критики?
— Единственная критика прозвучала на вернисаже. Открывая экспозицию, Сергей Черкашин сказал, что не надо сравнивать мои работы с работами профессиональных художников. Техники разные. И, конечно, у живописцев не принято картины сочетать со стихами. Но это и здорово! Именно моя изюминка. По сути дела, это сцена, на которой я, картины, стихи, легенды... Своеобразный театр. Или, точнее, жизнь, которую продолжаю на холсте.
— Можете одной фразой сформулировать свою философию?
— Жить живо!
— Тавтология не смущает?
— А у меня вся жизнь тавтология (смеется). Как эта выставка сложилась, я вообще до сих пор не понимаю. Но как-то все устроилось. Причем в нужной последовательности развешаны картины. Даже удалось концептуальные моменты в экспозиции найти и обозначить, хотя изначально никакой концепции не было. Разные стили, техники, идеи, сюжеты. Все это собрать воедино было не просто. Название выставки вообще родилось в последний момент. На сегодняшний день в моем творческом багаже около пятисот работ. Экспозиция представляет 26 картин, 18 из которых были написаны за последние два месяца.
— Это что же, была Болдинская осень?
— Это был цейтнот (смеется). Как только мне сказали, какого числа открывается выставка, встал к мольберту и уже от него не отходил даже ночами. Так хотелось завершить все, что было незавершенно, и представить все, что было задумано.
Любопытно
Леонида Грушина привлекали в качестве эксперта к работе с полотнами, представленными в различных музеях. Однажды ему удалось установить подлинность картины Айвазовского исключительно с помощью методов криминалистики.
Татьяна Строганова
Фото автора
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru