Энциклопедия увидела свет в год 75-летия со дня рождения Екатерины Сергеевны. Здесь представлены разные ипостаси жизни великой балерины: школа, театр, кино, телевидение, педагогика, гастрольная деятельность в России и за рубежом. Нашли отражение работы Екатерины Максимовой последних лет, указаны новые фильмы, буклеты, выставки, творческие вечера и хореографические номера, посвященные ей. Статьи иллюстрированы большим количеством фотографий, а также снимками из личного архива Екатерины Максимовой и Владимира Васильева и частных коллекций.
Главным богатством своей жизни Екатерина Максимова всегда считала своих друзей, и сегодня, спустя пять лет после ее ухода, друзья бережно хранят память. Вот и с создателями энциклопедии Екатерину Сергеевну связывала трогательная дружба. Именно они во многом способствовали изданию книги, подбирали материалы, предоставляли редкие фотографии из личных архивов, помогали сверять информацию. Но главная заслуга, по мнению автора энциклопедии Елены Фетисовой, принадлежит одной из самых любимых учениц Екатерины Максимовой — прима-балерине Челябинского театра оперы и балета Татьяне Предеиной.
— Впервые энциклопедия выходит самостоятельным изданием. 10 лет назад информация, которая легла в основу этой книги, сопровождала мемуары Екатерины Максимовой «Мадам Нет», — комментирует Татьяна Предеина. — Идея ее создания родилась у меня во время подготовки VI фестиваля балета «В честь Екатерины Максимовой», проходившего в прошлом театральном сезоне. Я стала руководителем и координатором проекта, и началась работа. Пришлось решить много технических проблем, в том числе и касающихся авторских прав. Спустя полгода книга тиражом 1000 экземпляров увидела свет. Авторы нашли интересную форму подачи материала — энциклопедические статьи гармонично сочетаются с обилием иллюстраций, многие из которых публикуются впервые.
Издание вызвало самые теплые отклики у Владимира Васильева — супруга Екатерины Сергеевны. «Танечка, получили книгу — спасибо! — написал он в электронном письме. — Поздравляем с чудесной энциклопедией, которую вы сделали! Это действительно очень достойно памяти Екатерины Сергеевны. Красивая, благородная, интересная! Браво!» Практически весь тираж уйдет в столицу, на прилавки книжных магазинов. Приобрести энциклопедию также можно будет в фойе Большого театра. Хочется поблагодарить всех, кто работал над изданием. Отдельное спасибо издательству «Автограф», которое, несмотря на кризис, взялось за реализацию этого проекта и выполнило работу на высоком профессиональном уровне во многом благодаря очень талантливому дизайнеру Надежде Горбик. Выражаю свою признательность за всемерную поддержку ректору Челябинской государственной академии культуры и искусств Владимиру Яковлевичу Рушанину.
Екатерину Максимову и Татьяну Предеину связывали не только творческие, но и теплые человеческие отношения более двух десятилетий...
— Я бесконечно благодарна Богу за самую главную встречу в жизни — встречу с Учителем, мудрым педагогом и чутким наставником. Каким счастьем было танцевать с Екатериной Сергеевной в одном спектакле, рядом с ней заниматься классом или даже просто находиться в одном репетиционном зале и так близко наблюдать за ее искусством! — вспоминает челябинская прима. — Для педагога Максимовой особую ценность представляла гармония внутреннего состояния и тела. Всегда подчеркивала, что техника должна быть крепкой, но это лишь основа для создания полноценного образа. Екатерина Сергеевна учила танцевать естественно и этой естественности уделяла внимание не меньшее, чем технике. Учила вкладывать в движение душу и сердце, именно проживать каждый миг танца. Конечно, не только похвалу доводилось мне слышать. Бывало, она сердилась, ругала, мрачнела... Казалось, сможешь пролезть даже в игольное ушко, чтобы, наконец, услышать заветное «Так, так, так...» А ее похвала придавала силы и вселяла надежду на то, что обязательно все получится.
Екатерина Сергеевна была чуткой, внимательной и трогательно заботливой, всегда замечала, какое у тебя самочувствие, какое настроение. А когда что-то болело, не просто ограничивалась советом, как и чем лечиться, сама приносила лекарство и пластырь, а то и буквально за руку отводила к врачу.
Максимова подарила мне свою Анюту. Для меня это очень ценно — получить партию из первых рук. В Большом театре на наши репетиции часто заглядывал Владимир Васильев — советовал, подсказывал. Замечательное было время! Когда танцую этот спектакль, вновь и вновь вспоминаю свою премьеру... Тогда в Челябинск специально поддержать меня прилетели Екатерина Максимова, которая провела все завершающие репетиции, и Владимир Васильев, выступивший в роли Петра Леонтьевича (а ведь он тогда уже оставил сцену и был директором Большого театра). Этот спектакль навсегда остался в моей душе.
«Анюту» Татьяна Предеина танцует на каждом фестивале балета «В честь Екатерины Максимовой».
— Этот блистательный праздник танца проводится в Челябинском театре оперы и балета с 2002 года. Уникальность фестиваля в том, что до последнего времени он проходил при непосредственном участии Екатерины Сергеевны. Публика всегда приветствовала ее появление в зале или на сцене долгими овациями. А для нее большим счастьем был восторженный прием, который зрители оказывали ее ученицам, их партнерам и всем артистам, принимающим участие в этом празднике. По словам Владимира Васильева, Екатерина Сергеевна этим фестивалем очень дорожила и всегда с искренней радостью и интересом летела в Челябинск на его открытие.
Екатерина Максимова дала своей любимой ученице благословение: «Танцуй! Отдавай все, что имеешь...» Татьяне Предеиной часто говорят: «Сразу видно, что ты максимовская...» Это как знак особого отличия, которым прима очень гордится.
Татьяна Строганова
Фото Александра Соколова
mediazavod.ru
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru