Общество → Александр Шестаков принял участие в работе круглого стола
Создано 08 Июнь 2018

30 высших учебных заведений Челябинской области откроют двери перед абитуриентами в этом году. Представители вузов встретились за круглым столом и обсудили особенности приемной кампании-2018.

Такие встречи в начале лета проходят ежегодно. Задача — рассказать абитуриентам и их родителям о правилах приема, направлениях подготовки и помочь определиться, в какой вуз подавать заявление о поступлении. В обсуждении приняли участие представители министерства образования и науки Челябинской области, ректор, проректоры и секретари приемных комиссий высших учебных заведений. Эксперты ответили на актуальные вопросы.

Программы, курсы и проекты

Первым спикером, которому было предоставлено слово, стал ректор самого крупного вуза региона — Южно-Уральского государственного университета.

— В ЮУрГУ 192 образовательные программы, — рассказал доктор технических наук, профессор Александр Шестаков. — Поэтому мы активно двигаться в сторону расширения образовательной деятельности не станем. Мы открываем программы, которые работают на будущее. В частности, в прошлом году открыли программу «Обработка данных и искусственный интеллект», которая нацелена на цифровую индустрию. В этом году впервые будет вестись набор на магистерскую программу «Филология (на английском языке)». Взаимодействуя с представителями разных стран, мы почувствовали интерес к русскому языку — есть желание читать Пушкина и Достоевского в подлиннике и лучше понимать Россию.

Что касается образовательных новшеств, мы концентрируем внимание на сетевых программах в партнерстве с зарубежными университетами. В частности, совместно с давними нашими китайскими партнерами открываем магистерскую программу «Мехатроника», готовится к открытию магистерская программа «Композиты» — то, что сегодня требует промышленность.

Образовательные программы базируются на серьезной научной подложке, они соответствуют стратегии развития университета — способствуют повышению качества образования. Мы работаем над тем, чтобы на всех факультетах были магистерские программы самого высокого уровня. Реализуем их совместно с зарубежными профессорами, представителями РАН, с которыми успешно сотрудничаем. Ставим задачу, чтобы эти программы были одними из лучших в России.

Два года назад мы открыли Центр элитного образования ЮУрГУ для студентов, преуспевающих в учебе, стремящихся максимально реализовать свой интеллектуальной потенциал. Проект реализован в рамках программы повышения конкурентоспособности 5-100. Абитуриенты, поступающие в наш университет с высокими баллами, получают образование самого высокого уровня.

Наши выпускники успешно конкурируют на рынках труда Азии, Европы и США. Тем не менее, дальнейшее развитие образовательной деятельности мы видим в проектном обучении, которое запускаем 1 сентября. Образовательные программы будут строиться, что называется, под проект.

Учитывая нашу в первую очередь инженерную направленность совместно с крупными работодателями мы сгенерировали ряд проектов с гибкой траекторией, которые будут реализовываться прежде всего в магистерских программах. В команду проекта войдут не только будущие инженеры, но и математики, программисты, экономисты, возможно, юристы для того, чтобы в результате завершения образования проект был готов для реализации в промышленности. А команду поставим нашим долгосрочным партнерам. Один из показательных примеров Emerson — корпорация номер один в области автоматизации. В этом году она инвестировала средства в создание новой лаборатории по цифровой индустрии. Это лишь первая часть проекта. Будет вторая и третья. Мы движемся к тому, чтобы получить лучшую в стране образовательную программу.

Поколение Z

У психологов есть опасение, что выпускникам школ будет неинтересно фундаментальное высшее образование, что в вуз они идут по настоянию родителей... Почему выпускники предпочитают сдавать ЕГЭ по обществознанию? Что отличает представителей поколения Z? Об этом рассуждает заместитель проректора по учебной работе ЮУрГУ, кандидат педагогических наук Юлия Болотина:

— Есть проблема, связанная с выбором экзаменационного предмета. Дети, считающие, что они гуманитарии, выбирают обществознание, рассчитывают, что сдадут экзамен хорошо. А потом с этим ЕГЭ они хотят поступить на экономические направления. Но экономика — это математическая область. Опыт России и Южного Урала показывает, что баллы за обществознание получают не такие, как хотелось бы. И в олимпиадах по обществознанию не так много победителей и призеров и не так высоки баллы. Поэтому физика никак не может подняться выше той строчки, которую она занимает на протяжении последних пяти лет, информатику не так много ребят выбирают. Растет интерес к химии и биологии. Это общая тенденция во всех странах Ближнего и Дальнего зарубежья — дети хотят быть врачами.

Что же касается поколения Z, то в числе его представителей как раз те выпускники школ, которые сейчас сдают экзамены и придут поступать в вузы. Это поколение в основном у нас учится в Высшей школе электроники и компьютерных наук. Конкурс туда самый высокий, несмотря на то, что бюджетных мест очень много.

В прошлом году, к примеру, на направление «Фундаментальная информатика» был самый высокий проходной балл.

Мы создаем уникальные образовательные программы и дополнительные бесплатные программы для студентов от ученых мирового уровня. Есть курс «Самодиагностика и самоконтроль приборов и систем» (Великобритания, Оксфорд), «Математические основы пользовательского интерфейса программных систем» (Великобритания, Ланкашир). Есть достаточно интересный курс «Зеленые облачные вычисления», который ведет профессор из Мексики, «Шифрование на основе открытого ключа» (Люксембургский университет)... Всего 19 программ, в которых ребята, обучающиеся в ВШ ЭКН, имеют право участвовать бесплатно.

Наши «головастики», представители поколения Z принимают активное участие в прорывных научных и промышленных проектах. Здесь есть четыре основных сферы: цифровые двойники и модельно-упреждающее управление, методы машинного обучения и интеллектуальный анализ сверхбольших данных для решения индустриальных задач, сенсорные системы и Индустриальный Интернет вещей и защита информации в индустриальных системах. На днях была открыта программа для абитуриентов «Интернет вещей», и 85 лицеистов Челябинска начали обучение в режиме летней школы.

В Высшей школе экономики и управления ведутся дополнительные общеразвивающие и профессиональные программы. Их более тридцати. Открывается лаборатория бережливого производства совместно с компанией, которая является одним из мировых лидеров этого направления.

Поколение Z — это ребята, которые хотят быть успешными и хотят иметь для этого различные компетенции. Такую возможность ЮУрГУ предоставляет, начиная с программ лидерских и заканчивая программами профессиональными. Плюс система элитной подготовки, которая так же построена на психофизиологических особенностях современных студентов. Ребята стремятся к фундаментальным знаниям. Конкурс на Аэрокосмический факультет за последние три года увеличился в четыре с половиной раза. Проходной балл на специальность «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» был одним из самых высоких — 224.

Во время обсуждения актуальных вопросов речь зашла и о дистанционном обучении.

— Программы должны быть качественные, а схема образования — удобной для человека, который находится на удалении, — прокомментировал Александр Шестаков. — Напомню, основной тренд ЮУрГУ — обеспечение качественного образования. Мы много вложили в создание Института открытого и дистанционного образования. Есть необходимость в технологиях создания обучающихся программ. Есть опыт адаптивных программ, которые подстраиваются под студентов, изучающих те или иные предметы с помощью дистанционных технологий. В этом году впервые по технологии дистанционного обучения окончили вуз студенты по направлению подготовки «Строительство». Опыт, который мы получили в течение пяти лет, говорит о том, что есть запрос на качественное дистанционное образование. К слову, люди, его получившие, хорошо продвигаются в жизни — есть примеры. Очень важно вкладывать в поколение Z то, что мы считаем правильным.

Татьяна Строганова
Фото Олега Игошина

Автор сайта

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  stroganova2 @ yandex.ru