Общество → Эксперт раскрыла главный секрет развития речи у детей с ОВЗ
Создано 09 Сентябрь 2016

Для того, чтобы особый ребенок стал в будущем социально успешным, нужен хороший коммуникативный навык. Елена Шереметьева предлагает уникальную модель психоречевого развития малышей с ограниченными возможностями здоровья.

Многие родители, получая в период беременности информацию о том, что их ребенок будет особым, сравнивают свое состояние с падением в бездну. Кажется, жизнь на этом заканчивается, нет никакого спасения и никакой возможности что-то изменить. Только горе вперемежку со стыдом, да бесконечные вопросы «почему» и «за что». Это потом, преодолев панику, в Интернете они найдут удивительные факты. Узнают вдруг, что Леонардо да Винчи и Эйнштейн, Моцарт и Кафка были аутистами, полностью обездвиженный нобелевский лауреат Стивен Хокинг открывает фундаментальные законы Вселенной, а Кэрри Браун, родившаяся с синдромом Дауна, стала знаменитой моделью. Но чтобы преодолеть панику, порой недостаточно бывает силы воли. Нужна помощь специалиста.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик ЧГПУ, автор методики предупреждения отклонений речевого развития у детей раннего возраста Елена Шереметьева уже много лет профессионально сопровождает такие семьи. Сегодня наш разговор об особых детях и их родителях, о мифах и реальности, о мудрости и любви.

— Елена Викторовна, вы верите в Карму? Как думаете: появление в семье ребенка с отклонениями от нормы — это наказание или особая миссия?

— Все зависит от того, как родители к этому относятся. То, что записано в Библии — семь поколений грехов — «просвечивает» в воспитательном плане в семье. Но есть и некий генетический фон, определенные нарушения. Я убеждена: если родители посчитают, что это особая миссия, малышу основательно повезло. Потому что любому ребенку нужно прожить собственное детство, а не реализовывать амбиции семьи.

— Если же родители считают, что это наказание, от ребенка отказываются?

— Не только. Бывает, семья несет тяжелое бремя. Это особая психология родителей, которым стыдно за собственное чадо. При этом ребенок вину за особенности своего развития принимает на себя и полностью соответствует ожиданиям родителей. В этом случае он для них является наказанием и, как правило, очень сильно отстает в развитии.

— А малыш понимает, что он не такой, как все?

— Зачастую природа очень хорошо его от этого охраняет. Он обычный ребенок, принимающий себя таким, какой есть. Существует категория детей с небольшими отклонениями в развитии, у которых особо ответственные, очень тревожные родители с завышенными требованиями к собственным чадам. И тогда у детей проявляется такой же завышенный самоконтроль — они боятся не соответствовать каким-то правилам. Не знают, каким, но боятся не соответствовать. И это тоже задерживает развитие.

— Давайте представим читателям пошаговый алгоритм. Что делать, если в семье появился особый ребенок?

— Первое — необходимо избавиться от страхов. Это в любом случае ребенок, и он уже родился. Если нет возможности побороть страх самостоятельно, нужно найти педагога или психолога, который расскажет о развитии и поможет создать среду для конкретного малыша. И тогда, как показывает мой педагогический опыт, многие детки демонстрируют хорошие результаты, радуют родителей. К сожалению, многие папы и мамы ищут лекарства, но таблетки есть только для здоровья, а для развития таблеток нет. Сейчас в системе здравоохранения думающие детские неврологи уже отказываются от многих стимулирующих препаратов, поскольку их применение утяжеляет работу педагогов впоследствии. Некоторые препараты закрепляют патологические стереотипы.

Самый важный период развития — от ноля до года. Такие невероятные возможности у младенца! Когда работаешь с детьми серьезной группы риска, родители даже не понимают, что могло бы быть, если не было бы такого мягкого корректного ведения семьи. Следующий период хороших возможностей — от года до трех лет. Можно что-то компенсировать, но личность, с моей точки зрения, формируется именно до года. Знаете, психологию изучаю давным-давно, но не в одном учебнике я это не причитала...

— Как же в принципе можно работать с ребенком до года, если в представлении большинства он умеет только кушать, спать и требовать новые памперсы?

— Они потрясающе развиваются! Самое важное для ребенка —общение и внимание. Если есть сложности в развитии, однозначно нужно обращаться к педагогу. Причем как можно раньше. Очень трудно научить общаться четырехлетнего ребенка, сложного, не говорящего, полностью уже зависимого от сенсорной среды, прошедшего к тому же все курсы медикаментозного подкрепления, закрепившие стереотипы. Поэтому — лучшее от нуля до года. А сейчас у меня появилась идея пренатальной педагогики. Ей можно и нужно заниматься при любом риске. Есть несколько семей, которые пошли на этот эксперимент.

— Но вернемся к первому шагу — избавиться от страхов и успокоиться. Легко сказать, но выполнить, видимо, не так просто...

— Увидеть в ребенке ребенка, о котором надо заботиться — это самое главное и, поверьте, не очень сложное. Просто увидеть, что у него такие же глаза. Пусть он с синдромом Дауна. Ну и что?! Это не приговор. Есть талантливые люди, интеллектуалы с этим диагнозом, профессора, актеры... И это нормально. Бывает такое в жизни. Не надо впадать в панику. Родителям нужно просто принять ситуацию. Ребенок есть — и прекрасно! Он у них самый замечательный, самый добрый на свете! Кто сказал, что все должны быть одинаковы? Представьте себе общество бесконечных Барби и атлетически сложенных мужчин... Нам было бы просто неинтересно смотреть друг на друга. В каждом ребенке заложен свой талант. Задача родителей — его найти и раскрыть. Не втискивать в свои правила, представления и какие-то нормативы, не думать о том, что скажут соседи. Да какая разница, что они скажут? Самое важное — это ваш ребенок! Радуйтесь каждому его шагу.

Когда приходишь в семью со сложным малышом первого года жизни, зачастую работа больше идет с мамой. Родителей нужно вытаскивать из тяжелого невроза, в который их погружает общество, поскольку ребенок «какой-то не такой». Мама бьет себя в грудь, доказывая: «Он у меня нормальный!» А, по сути дела, доказывает это себе. Ведь если ребенок нормально развивается, никому ничего объяснять не надо. Задача педагога и психолога — дать маме правильную установку: «Он у меня такой, какой есть!». И тогда ребенок покажет удивительные варианты развития.

— Итак, успокоились и пошли искать профессиональной помощи. На этом пути тоже очень много подводных камней. Нашли специалиста, а он только навредил...

— Есть, к сожалению, и такие варианты. Самый важный принцип, по которому я выбираю профессионалов в любом деле, — это собственные ощущения, интуиция.

— Ну не у всех же она развита...

— Тогда на помощь может прийти замечательная аксиома. Специалист должен уметь видеть через ребенка учебники, а не через учебники ребенка.

— Хорошо сказано! Еще бы родители умели видеть через специалиста не учебники, а человека...

— Тогда — еще проще. Если все, что делает специалист, способствует общению родителей с ребенком, увеличивает продолжительность этого общения и дает положительные результаты в течение месяца, специалист хороший. Если этого не происходит, лучше отказаться и найти другого. Есть варианты, когда мне говорят: «Ну мы же занимались! С шести месяцев презентации компьютерные показывали — нам логопед посоветовал». Ка-та-строфа! Я бы очень хотела найти этого логопеда и поговорить с ним о возрастной психологии и психофизиологии.

— Нельзя к компьютеру подпускать?

— Любые гаджеты прекращают общение. Это некая «развивалка», которая очень сильно закрепощает ребенка. И ему потом крайне сложно выйти в естественный мир. Я бы до трех лет вообще бы всем детям запретила гаджеты. Как минимум — до трех лет, а в идеале — пока у ребенка не сформируется хороший коммуникативный навык. Вообще эффективность и социальная успешность человека зависит именно от этого. Чем ребенок общительнее, чем комфортнее он себя чувствует в любой среде, чем он легче адаптируется, тем успешнее он будет во взрослой жизни. И тогда он уже предпочтет использовать компьютер как средство, а не станет средством для компьютера. И тогда родителям не надо будет беспокоиться, что он «загамается», уйдет в виртуальное пространство игры. В подростковом возрасте, когда возникнет наиболее благоприятный период общения со сверстниками, внутренний стержень не даст ему сбиться с пути. Он знает, чего он хочет сам, и не важно, что при этом от него хочет кто-то. Вот это и будет социальная успешность.

— Это правда, что развитие тела влияет на развитие речи ребенка?

— В нашем биологическом теле нет ни одного органа, который был бы предназначен для речи. Ее появление — это реальное чудо надстройки над уже гармонично физиологически функционирующими системами слуха, зрения, осязания и движения. И возможно это чудо только в процессе живого общения малыша с близким окружением. Вот поэтому всякое направленное воздействие специалиста (неважно при каких нарушениях) надо начинать с оценки состояния именно этих систем. Чтобы появились сначала первые звуки, потом слова, надо развивать слуховое, зрительное, тактильное восприятие и, конечно, двигательную сферу в процессе живого общения. Один из самых важных моментов понимания развития речи — глубокое осознание генеза речи, компонентов и условий, необходимых для ее возникновения. В моей книге «Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста» я предлагаю модель психоречевого развития ребенка от рождения до первой фразы. Модель позволяет понять онтогенез компонентов речи в их взаимосвязи, а, следовательно, и пошагово компенсировать, корректировать или вызывать речь у детей с ОВЗ. Все зависит от исходного состояния развития ребенка.

— Давайте вспомним мифы об особых детях и попытаемся их развеять или подтвердить?

— Вопрос «кто виноват». Практически все семьи — и по линии отца, и по линии мамы — начинают поиски виновника. Виноватых нет! Вы хотели этого ребенка, возможно, шли ради него на тяжелейшие процедуры, вот и примите его. В учебниках пишут: если не курить, не пить, не принимать наркотики — все будет прекрасно! Но в жизни случается по-разному. Пример из моей практики: в замечательной правильной семье вдруг появляется особый ребенок — открытая форма ринологии (заячья губа, волчья пасть). Как результат — слабослышание, потом диагностировали остаточное зрение. Только интенсивное лечение до трех лет привело к сложной ситуации развития этого ребенка.

— Считаете, если бы его не лечили, было бы лучше?

— Нет, я ничуть не уменьшаю роль системы здравоохранения. Я увеличиваю роль родителей, которые могут творить чудеса при консультационной помощи специалиста. Необходимо педагогическое сопровождение. А виноватых нет!!! Так сложились обстоятельства. И зачастую эти обстоятельства мы складываем самостоятельно опять—таки своими страхами. Безусловно, наше здоровье играет огромную роль в процессе беременности. В этот период женщине надо быть просто счастливой и получать наслаждение. Мало того, надо уметь концентрироваться на собственной беременности и на реакциях ребенка. К слову, когда будущие мамы осваивают эту технику, происходят вообще потрясающие вещи. Оказывается, еще не рожденные малыши могут выбирать себе имена. Такие дети появляются на свет другими. Они быстрее и лучше развиваются, очень легко и хорошо общаются.

— Вы имеете в виду телепатическую связь матери и плода?

— Да нет, это чистая физиология. Я сама пока пробую, поэтому привлекаю к эксперименту исключительно родных и близких. Однажды племянник, в семье которого ожидалось пополнение, сказал мне: «Мы так больше, тетя Лена, делать не будем!..». Они испугались. Когда папа начал общаться с будущим сыном, он внутриутробно стал себя по-другому вести. Но через некоторое время мама четко уже научилась дифференцировать свои ощущения, и общение с ребенком стало приносить всем радость. Родители выбрали пять имен и по очереди их произносили, предлагая «животику» сделать выбор. При этом к плоду обращались, как к личности: «Какое имя тебе больше подходит?» На одно из имен ребенок отреагировал положительно. Это «положительно» каждая мама по-разному будет ощущать, но обязательно поймет, где он дерется, а где говорит: «Мам, это мое!» Мальчика так и назвали. Сейчас ему четыре месяца. Кто знает, что он в будущем скажет нам по этому поводу?..

Но вернемся к особым детям.Развитие ребенка не напрямую зависит от его здоровья. Бывают дети ослабленные, с тяжелыми синдромными заболеваниями, но с прекрасным развитием. У меня есть девочка с синдромом Дауна, к которой меня пригласили, когда ей исполнилось 11 месяцев. Бабушка со слезами причитала: «У нас очень тяжелая ситуация!». На самом деле ничего там тяжелого я не обнаружила. Очень добрый ребенок, глаза светятся любовью. Сразу после рождения сделали серьезную операцию — реконструировали анальное отверстие. В результате хирургических манипуляций ноги были абсолютно обездвижены. Сейчас малышке три года, начинает говорить, сама становится на ножки, с опорой передвигается. Прекрасная мелкая моторика, много сказок знает, успешно решает задачки для своего возраста — чудесная девочка!

— Это правда, что особые дети чаще рождаются в финансово состоятельных семьях?

— Нет такой статистики, но, исходя из практического опыта, могу сказать — 50 на 50. Есть семьи и с очень низким уровнем достатка. Я бы по-другому сформулировала: в состоятельных семьях дети не рождаются особыми, а часто таковыми становятся. Потому что обилие ярких, звучащих, гаджетных игрушек направляет развитие в другую сторону — не в социальное общение, а в зависимость от предметов. Ребенку нужно внимание, а не материальное обеспечение. Это главное. Это важно вовремя понять.

— И все же что для родителей особых детей самое сложное?

— Самое сложное... — не слушать советов неспециалистов, не читать эти блоги и комментарии бесконечные. У вашего ребенка индивидуальный путь развития. Я сталкиваюсь с ситуацией, когда советы доктора Комаровского влияют отрицательно. Родители настолько на них зацикливаются, что друг с другом вступают в конфликт. Понимаете, это всего лишь среднестатистические советы для всех, но ваш-то ребенок особенный. Он единственный и неповторимый. Не нужно впадать в крайности. Есть основные вехи, которые показывают, что малыш развивается хорошо, их и придерживайтесь.

В особом детстве есть понятие «стереотипия». Мама часто болеющего ребенка (а это тоже особые дети) начала в нем видеть расстройство аутистического спектра, начитавшись блогов. И малыш стал радостно все это ей демонстрировать, подыгрывать. Его папа у меня на консультации доказывает: «Нет у ребенка этого!» Мама же кричит в ответ: «Да нет же, это аутизм!» Родители ругаются. Но когда я пришла в семью, обнаружила: малыш с мамой один, а с папой другой. Стереотипии всегда о чем-то говорят. Вопрос — о чем.Мама увидела в нем то, что захотела.

— Получается и любовь родителей должна быть особенной?

— Любовь должна быть! Важно, что мы вкладываем в это понятие.Любовь — это не количество игрушек и сладостей. Это общение. Разрешайте ребенку делать все, что он хочет рядом со взрослыми. Пусть утюжит, забивает гвозди, лезет с папой под машину, ездит с мамой на примерки... Важно давать большое количество социального опыта, разного, взрослого. Игрушки в этом смысле бессильны. Помогите открыть дверь во взрослый мир, и ваш ребенок наполнит его особой радостью.

Татьяна Строганова
Фото автора
открытоесердце.рф

Автор сайта

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  stroganova2 @ yandex.ru