Общество → Дети хотят быть хорошими
Создано 11 Январь 2016

Наталья Шитякова знает, как привить духовность школьникам.

Добрая примета нашего времени — Рождественские чтения. И школьный курс «Основы православной культуры» уже стал привычным элементом общеобразовательного процесса. Остались в прошлом сломанные копья. Между тем задача перед учителями поставлена не из легких — воспитание культурной идентичности. И ученикам задаются задачки непростые…

Готово ли подрастающее поколение к восприятию духовных ценностей? Об этом мы беседуем с доктором педагогических наук, профессором кафедры педагогики, психологии и предметных методик ЧГПУ Натальей Шитяковой. В сфере ее научных интересов — вопросы духовно-нравственного воспитания и отношение младших школьников к изучению основ православной культуры. 

— Невозможно говорить о воспитании без раскрытия понятия «духовность». Трактовок огромное количество! Исконным, конечно же, является религиозное значение: верующие люди понимают духовность как уподобление Богу. Но есть и светское значение. Духовность — сложившаяся иерархия ценностей. А по мнению психологов, это способность человека к саморазвитию, формированию собственного внутреннего мира. В общем-то поспорить невозможно ни в том, ни в другом случае. Но, на мой взгляд, эти определения необходимо интегрировать, потому что друг без друга они существовать не могут. Ценностные ориентации не сформируются, если мы не будем заниматься саморазвитием. И в то же время саморазвитие должно идти в каком-то направлении. А их множество. Сейчас на государственном уровне предпринимаются попытки прийти к единообразию хотя бы в перечне ценностей. Впрочем, это может привести и к негативным моментам, как это не раз было в нашей истории.

— Каковы три основные ценности, на взгляд православного человека?

— Если говорить об абсолютных ценностях, то это Любовь, Добро и Красота. …Что касается меня, то сейчас я нахожусь на перепутье в плане отношения к вере, в частности, к православию.

— Неожиданно. Особенно, если учесть ваше активное участие в Рождественских чтениях…

— Это масштабный форум, объединяющий верующих и неверующих людей. Круг участников очень широкий и очень интересный. В 2000 году я впервые присутствовала на Рождественских чтениях в Москве, и тогда мне открылся мир православных людей, которые буквально потрясли своей мудростью и глубиной. Пленарное заседание шло три дня, но оно не наскучило, а только пополняло и пополняло духовный багаж. В то время велись острые споры об отношении к религии, и стороны друг друга не понимали. Сейчас картина другая. Начинают понимать, идет взаимообогащение. В Челябинске Рождественские чтения проходят уже второй год. Основные слушатели — учителя и студенты. Обсуждаются темы, связанные с преподаванием религиозных культур в общеобразовательной школе, вопросы нравственного воспитания молодежи. В этом году форум был посвящен традиции и инновациям. Пытались найти золотую середину между инновационной направленностью и сохранением наших православных традиций. Учителя делились своим опытом. В частности, победитель всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» Ольга Николаевна Тавченкова (школа № 5, Челябинск) провела исследовательскую и практическую работу — развитие установки у младших школьников поступать по совести. Есть, к слову, такое требование к результатам обучения в четвертом классе, согласно федеральному образовательному стандарту.

— То есть в пятый класс должны все совестливые уже прийти?

— Наверное, разработчики государственного стандарта это имели в виду, поскольку в пятом классе они убрали это требование. Конечно, задача нереальная, но заниматься этим вопросом необходимо. Когда со школьниками разговариваешь на темы, связанные с духовно-нравственными категориями, понимаешь, что для них это представляет интерес. Начинают задумываться, размышлять…

— …И спрашивать. Что бы вы ответили ребенку на вопрос: «Есть ли ангел-хранитель»?

— Ну, наверное, ответила бы, что он есть у каждого человека. Мысленно мы можем с ним общаться и просить защиты. В младшем школьном возрасте, в частности, ребенок такую информацию воспринимает безоговорочно. Но… У нас светский характер образования. А в своем ответе я этому несколько противоречу. Нужна осторожность в формулировке. Поэтому лучше ответить так: «Многие, в частности православные, верят в то, что у каждого человека есть ангел-хранитель, которого просят о помощи. И эта помощь, по их мнению, приходит». В общеобразовательной школе нужна некая отстраненность. Безусловно что-то утверждать мы не можем, не имеем права. Кстати, один из авторов учебника «Основы православной культуры», известный миссионер Андрей Кураев довольно точно охарактеризовал позицию учителя на таких уроках. Учитель должен стать гидом, рассказывающим о культуре, которая большинству детей неизвестна. А как ведет себя гид в любой стране? Несколько отстраненно, только факты. Хотя, конечно, учителю очень сложно «не пропускать через себя». Поэтому все же есть опасность принуждения. К слову, бывает, уроки эти ведут учителя неверующие. Может, менее эмоционально, но очень грамотно.

— Но здесь есть подвох. Вдруг ребенок спросит: «Если так все прекрасно, вы-то чего не веруете»?

— Понимаете, при проведении этих уроков не ставится задача обратить ребенка в веру. Задача другая— рассказать о сильных и глубоких корнях, традициях, привить основы духовности.

— А если ребенок после урока все же побежит в церковь…

— Знаете, я боюсь, что такой результат в обществе может вызвать негативную реакцию. Когда вводили эту дисциплину в школу, дискуссии шли очень жаркие. И главным опасением было именно принуждение. Хотя патриарх Кирилл любит повторять: «Невольник — не богомольник». И это тоже наша история доказала. Из дореволюционных школ, где каждый день начинался с молитвы и в каждом классе преподавался Закон Божий, вышло огромное количество атеистов, которые много чего уничтожили.

— Какие задания выполняют дети на уроках?

— Задания в учебниках, на мой взгляд, очень глубокие и интересные. Например, тема «Подвиг». Четвероклассникам предложено ответить: какой подвиг труднее совершить — внутренний или внешний? И это не самый сложный вопрос.

— …Но и не самый умный. Можно ли совершить внешний подвиг, не совершив внутреннего?

— Возможно, в большей степени речь идет о преодолении себя. Это действительно очень трудно, и внешне это не всегда проявляется. Кстати, в текстах ответы есть, но они завуалированы. Надо увидеть, понять, но и от мастерства учителя, который подводит к ответу, тоже многое зависит. Вопрос скорости осмысления, но все же в любом случае первично внутреннее. Если ты внутренне готов, то и внешний подвиг совершишь. Показательный пример. Учитель Галина Погорелова (школа № 146) в четвертом классе проводила урок о совести. Очень умный, проникновенный. Связывала совесть с понятиями «покаяние», «раскаяние». Впереди меня сидел мальчик, который весь урок молчал. И вдруг он буквально выдохнул из себя: «Так ведь это же трудно!» Вот это результат! Вообще трудно быть духовным, нравственным, себя постоянно сдерживать. Легко только катиться с горы.

— Кто-то скажет: ну и ладно — буду катиться…

— В дошкольном и младшем школьном возрасте силен эмоциональный момент. В двух детских садах воспитатели, не сговариваясь, использовали один и тот же прием — обсуждение героев сказки Оскара Уайльда «Мальчик-звезда». Сын встречается со своей матерью-королевой, ставшей нищенкой, и ее не признает. Чтение прерывается — и детям предлагается высказать свое отношение к героям посредством бумажных сердечек. Кто больше нравится? И в том, и в другом случае большинство детей отдали свои сердечки матери. Но были они и у мальчика. Воспитатели догадались спросить: «А почему вы отдали ему сердца?» Знаете, ответы этих детей меня потрясли. «Хочется, чтобы мое сердечко помогло мальчику стать добрее…» Устами младенца, что называется… Значит, все-таки заложено в человеке не катиться с горы, а подниматься.

— Итак, школа в большей степени нацелена на процесс усвоения. Здесь дают знания о нормах, идеалах, ценностях. Но приняли ли их дети, согласны ли с этими нормами, разделяют ли идеалы?

— Это отдельный и очень трудный разговор. Но есть ощущение, что принимают. Вот еще один пример. Читается и обсуждается рассказ Валентина Осеева «Синие листья». Кто герой, почему девочка раскрасила листья синим цветом? Учитель хвалит детей за активную работу и спрашивает: «А вы бы поделились зеленым карандашом?». Сто процентов ответов: «конечно!» У детей есть стремление к светлому. Они все хотят быть хорошими. Подростки — тоже, только им сложнее уже это признать. Но урок еще не закончен. Учитель, отпуская класс на перемену, дарит каждому ребенку по цветному карандашу. «Они ваши, вы можете взять их домой, а можете оставить в карандашнице и они будут общими». Класс разделился на три группы. Кто-то решительно положил карандаш в сумку. Кто-то поставил его в карандашницу. А у третьих шел процесс выбора. Причем виден он был даже физически. Ребята то подходили к двери, то возвращались к столу… Но все же все сделали этот выбор самостоятельно, не обманули учителя. То есть норму дети усвоили, однако принять ее смогли не все. И это нормально. Такие ситуации выбора надо детям создавать — важные уроки.

Татьяна Строганова.
Фото автора и Евгении Водолеевой
mediazavod.ru

 

Автор сайта

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  stroganova2 @ yandex.ru