Общество → Кто будет нас лечить?
Создано 27 Май 2015

От сессии до сессии учиться очень весело! Знакомая всем студентам формулировка. И, в общем-то, правдивая. Только это не про медицинский вуз. Здесь сложно учиться на первом курсе, еще сложнее — на втором и последующих... И невероятно сложно — на шестом, когда приходит осознание того, что буквально через несколько месяцев надо будет заходить в палату и говорить: «Здравствуйте! Я буду вас лечить».

Как поступить в медуниверситет? Бывают ли профнепригодные абитуриенты? Что общего между «коммерсантами» и бюджетниками? Об этом мы поговорили с деканом факультета довузовской подготовки, ответственным секретарем приемной комиссии ЮУГМУ, кандидатом медицинских наук Алексеем Федосовым.

Эту профессию выбирают те, кто хочет помочь людям и не боится трудностей. Профессия действительно сложнейшая! Во-первых, длительный и трудоемкий период обучения. Чтобы стать врачом общей практики, потребуется шесть лет. Получение узкой специализации предполагает обучение в ординатуре — год, три... до пяти лет, если это сложные хирургические специальности. Вот и представьте: будущий кардиохирург федерального кардиоцентра должен после школы отучиться еще 11 лет! А потом придется продолжать учебу в течение всей жизни: проходить курсы повышения квалификации, подтверждать сертификат специалиста, самосовершенствоваться. Постоянно требуется вливание знаний: новые препараты, методики лечения, подходы в диагностике. А еще нужно быть готовым жертвовать собой, ведь многие врачебные специальности предполагают круглосуточный режим работы: многочасовые операции, дежурства, экстренные вызовы. Ночь не ночь — всегда нужно быть в форме, чтобы прийти на помощь.

Нельзя быть плохим врачом! Медицинский вуз — место, где надо либо учиться хорошо, либо не учиться вовсе, убежден Алексей Федосов. Если почувствовал, что выбрал не ту профессию и учиться хорошо не получается, надо мужественно забрать документы. Нужно постоянно задавать себе вопрос: смогу ли взять на себя колоссальную ответственность за чью-то судьбу? Ведь от того, насколько правильно будет выставлен диагноз и назначено лечение, зависит не только качество жизни человека, но порой и сама жизнь.

— Это трудно себе представить, когда тебе 17 лет. Я уже четвертую кампанию провожу в должности ответственного секретаря приемной комиссии, много абитуриентов повидал и могу сказать, что бывает сложно оценить свою готовность к получению врачебной профессии. Они задают много вопросов. Приходится объяснять, что обучение необычное, отличий от других вузов много.

Во-первых, обязательное посещение всех лекций и практических занятий. В медицинском вузе свободный график посещения недопустим, потому что обучение, особенно начиная с третьего курса, идет у постели пациента. Его нельзя осмотреть заочно. По Интернету не научиться обследовать больного. Много тонкостей: с какой стороны подойти, с чего начать разговор, какие провести манипуляции на доклиническом этапе. Кроме того, надо почувствовать психо-эмоциональное состояние. Врач — это еще и хороший психолог. Многим пациентам требуются не столько лекарственные препараты, сколько... плацебо, психологическая поддержка.

Как известно, в медицине существует проблема нехватки кадров, специалистов с высшим медицинским профильным образованием. И это при том, что выпускается огромное количество молодых врачей. В чем причина проблемы? До недавнего времени не было системной профориентационной подготовки. То есть ребята не понимали, какую они профессию выбирают, им мало об этом рассказывали. Сейчас на факультете довузовской подготовки медуниверситета этим активно занимаются: устраивают презентации, проводят научно-практические конференции, дни открытых дверей, причем не только в Челябинске, но и в области. Такие встречи собирают большие аудитории школьников 8_9-х классов. Во все времена проходной балл в медицинский вуз был самый высокий. Чтобы поступить, нужно хорошо подготовиться по профильным предметам: химия и биология.

— Для школьников мы проводим мастер-классы, на которых, к примеру, учим вязать хирургические узлы, — рассказывает Алексей Анатольевич. — Ребята надевают белые халаты, встают к специальному станку... Это очень увлекательно! Проводим экскурсии в эмбриологический и анатомический музеи. 200 уродливых монстров впечатляют. У многих возникает желание подробнее изучить каждый препарат...

— ...Но кто-то, насмотревшись аномалий внутриутробного развития, очевидно, падает в обморок? Это профнепригодность?

— Да нет, конечно. В обморок ведь падают и студенты, которые потом становятся замечательными врачами. По-разному люди реагируют, когда видят что-то необычное.

— А боязнь крови — профнепригодность?

— Что значит боязнь? Один раз испугался, второй... в третий ты уже бояться не будешь. Кроме того, в медицине есть много разных узких специализаций. Можно стать отличным диагностом, работая на компьютерном томографе.

— Некоторые покойников боятся, а через это всем врачам приходится проходить...

— Я тоже был студентом, попытаюсь вспомнить свои ощущения... Первая встреча происходит на кафедре анатомии на первом курсе буквально в первую неделю занятий. Необычная учебная аудитория, большой секционный стол, на нем труп, студенты вокруг него сидят. Ты должен изучить каждую мышцу. Не только рассмотреть, но и взять в руки, запомнить. Группа — человек тринадцать. Кто-то, может, и боится на первом этапе, а кому-то стыдно бояться, и он перебарывает это чувство. Знаете, мне очень нравилось учиться. С большим удовольствием каждый день бежал на занятия. Был золотым медалистом в школе и окончил вуз с красным дипломом, но знания мне давались сложно. А современные ребята не только учиться успевают, но и танцуют, поют, участвуют в различных состязаниях. Все у них как-то легко получается — молодцы!

— Поступающим вы даете советы. А вам пытаются дать... взятки?

— Сейчас понятия «взятка» и «приемная комиссия» несовместимы. Существует уникальная система под названием «Единый госэкзамен». Приемная кампания настолько прозрачна, что никаких двусмысленностей быть не может. Баллы ЕГЭ заносятся в федеральную информационную систему. Вступительных испытаний нет, так что от сотрудников приемной комиссии ничего не зависит. Какой будет проходной балл, станет известно только по завершении кампании — 24 июля. Так что ЕГЭ — очень серьезный инструмент противодействия коррупции.

— Медуниверситет, пожалуй, единственный вуз, в который никто не станет поступать исключительно ради высшего образования. Между тем выпускники, не слишком настроенные на учебу, все же могут стать вашими студентами? Я имею в виду «коммерцию».

— Конечно, проходные баллы на «коммерцию» всегда несколько ниже. Но в нашем вузе они все равно достаточно высокие. К примеру, коммерческое обучение на факультете «Стоматология» (один из самых дорогих. — Авт.) — 120 тысяч в год. Умножим на пять лет — получается кругленькая сумма. На «коммерцию» выделяется 60 мест, и при этом конкурс пять человек на место! Проходной балл около 200 — это неплохие показатели ЕГЭ. Раньше была существенная разница между бюджетниками и «коммерсантами». Первых было видно сразу: глаза горят, руки тянут для ответа, жаждут знаний. Сейчас по успеваемости все примерно одинаковы, «коммерсанты» учатся не хуже бюджетников.

Поскольку конкурс высокий и там, и там, все дорожат свои местом.

Вообще медицинским вузам повезло — они снимают «сливки». По данным статистики Минобра, профессию «врач» выбирают лучшие выпускники. И это прекрасно! Значит, будем живы и здоровы.

Татьяна Строганова
Фото автора
http://mediazavod.ru/articles/158909

Автор сайта

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  stroganova2 @ yandex.ru