Наука → Вячеслав Чхиквадзе о динозаврах
Создано 11 Февраль 2013

Все дети почему-то любят динозавров, но мало кто сохраняет любовь к палеонтологии на всю жизнь. И уж совсем немногим доводилось находить окаменелые останки древних исполинов. Доктор биологических наук, профессор Института палеобиологии Национального музея Грузии Вячеслав Чхиквадзе — один из таких счастливчиков. Детская страсть стала его профессией.

За эту преданность судьба щедро награждает удивительными открытиями и находками. В свои 73 года он по-прежнему неутомимый исследователь, дающий фору в экспедициях молодым коллегам. Имя профессора увековечено в названиях ископаемых животных и растений. А еще он один из немногих на нашей планете, кто точно знает, что было прежде: курица или яйцо?

Отец Вячеслава был в Грузии известным архитектором. Он очень хотел, чтобы младший сын (как и старший) пошел по его стопам. Однако приобщить ребенка удалось только к рисованию. И эти занятия очень пригодились ему потом, в палеонтологической деятельности. Уже в первые школьные годы мальчик много читал, на кальке делал копии рисунков животных из книг и вклеивал их в тетради, систематизируя по принадлежности. Была и тетрадь с копиями рисунков динозавров. Соседка, знаменитый археолог Нина Хоштария, увидев однажды эти тетради, посоветовала родителям организовать встречу с другим соседом по дому — выдающимся палеонтологом Лео Давиташвили. Последний был изрядно удивлен рвению маленького мальчика.

Вячеслав Михайлович хорошо помнит свою первую значительную находку. В старших классах он работал с палеонтологами, которые занимались изучением морских моллюсков в Южной Грузии. Юноше удалось обнаружить два ранее неизвестных горизонта с моллюсками. Ввиду того, что они были найдены на границе эоценовых и олигоценовых слоев, возникла большая ссора между учеными. Каждый утверждал: «Эти моллюски мои!» А ведь в этом регионе прежде работало несколько поколений палеонтологов. Уже тогда Слава понял, что в научном мире без ристалищ не обойтись.

А еще, будучи школьником, мальчик познакомился с легендарным профессором Н.И. Бурчак-Абрамовичем, с которым впоследствии сотрудничал долгие годы. Николай Иосифович демонстрировал запредельные профессиональные способности. Практически полностью лишившись зрения, он на ощупь определял анатомические особенности и видовую принадлежность костей крупных ископаемых млекопитающих, обнаруженных во время раскопок. Это поразило юного натуралиста! Наверное, тогда и была задана профессиональная планка.

След в вечности оставлен гадрозавром

Мы познакомились с Вячеславом Чхиквадзе случайно. Профессора заинтересовала моя публикация о палеонтологии на сайте. Завязалась переписка. А потом Вячеслав Михайлович любезно согласился ответить на некоторые мои «ненаучные» вопросы.

— В Западной Грузии, в каньоне села Гачедили, вам посчастливилось найти целый скелет динозавра.

— Не уверен, что это динозавр. Каньон Гачедили знаменит большим количеством водопадов. Над одним из них я и увидел первым полный скелет какого-то крупного ящера, но определить его принадлежность не смог из-за ничтожного времени и труднодоступности. Скелет этот расположен недалеко от тазовой кости плезиозавра очень высоко над обрывом. Когда-нибудь, надеюсь, их останки будут извлечены и подробно исследованы.

— Могли люди когда-либо в реальной жизни видеть динозавров?

— Динозавры, как и многие другие животные, вымерли в конце мезозойской эры, приблизительно 65 млн. лет тому назад. Живые динозавры и плезиозавры сегодня? Это чушь!

— Если человек и динозавр никогда не встречались, откуда в исторической памяти (причем у разных народов) образы драконов, повергаемых богатырями? Сложно такое придумать...

— Вспомните изображения библейских драконов на иконах. С точки зрения науки, в природе никогда не существовали позвоночные, у которых имеются не две, а именно три пары конечностей (напоминаю, крылья птиц, летучих мышей и птерозавров — это передние конечности). Следовательно, крылатые драконы на иконах свидетельствуют, что художник желал подчеркнуть невероятность этого образа. А прообразом злого и хищного дракона на иконах христиан является крокодил. Он, к слову, водился в Передней Азии в реке Иордан до ХVIII века.

— Стало быть, и лохнесский плезиозавр не существует?

— Совершенно верно! Но... там, вероятно, обитает большая каймановая черепаха. Кстати, в некоторых озерах и реках Северной Украины, в Монголии (озеро Хиргис-Нур), в Китае (озеро Тянчи), Вьетнаме (озеро Хо-Хоан-Кием) и Сибири тоже обитают очень крупные таинственные существа. Много еще сегодня нерешенных вопросов...

— Мысль о лохнесской черепахе интересна и нова. Однако озеро было неоднократно обследовано вдоль и поперек глубинными эхолокаторами. Результат — ноль. А на суше она бы оставляла, очевидно, следы. Куда подевалась?

— Эти черепахи часами лежат на дне и, разинув пасть, ждут, когда глупая рыба заплывет в нее. А в этой пасти ярко-красный, похожий на дождевого червя язык без устали извивается... Однако мои научные свидетельства пока не опубликованы, так что распространяться об этом не буду. Одно могу сказать: Лох-Несс — реклама, созданная для привлечения туристов. Выглядит это примерно так: «Дорогой мой, хороший! Заплати деньги за номер в гостинице, за еду в ресторане, и тогда... может быть, тебе удастся увидеть Лох-Несское чудовище. А так, на всякий случай, считаю нужным напомнить, что этот монстр появляется на поверхности озера один раз в три года. Обычно под утро, в промежутке с 4 до 6 часов по Гринвичу...».

— Время от времени СМИ сообщают о невероятных окаменелостях, которые ни геология, ни история объяснить не могут. Взять хотя бы отпечаток в известняке человеческой ладони, насчитывающий 110 миллионов лет. Нечто похожее на окаменевший человеческий палец было найдено в канадской Арктике и тоже относится к тому же периоду. А в Юте вообще обнаружили отпечаток ноги, обутой в сандалию, сделанный от 300 до 600 миллионов лет назад...

— Просто и примитивно все это! Начиная с того, что обыватели обычно всех четвероногих мезозоя почему-то называют динозаврами. Хотя в том геологическом прошлом на планете обитали различные крупные рептилии: плезиозавры, ихтиозавры, мозазавры... А пятипалые ноги имелись, в частности, у предков млекопитающих. Следы ступней этих мезозойских «человеков» я сам обнаружил в Западной Грузии в 2010 году, причем довольно много. Предполагаю, что это следы териодонтов (Theriodontia). По-русски — «зверозубые ящеры».

— В экспедициях наверняка было много экстрима. Расскажите самый интересный случай.

— В конце августа 1973 года я возвращался в палаточный лагерь (экспедиция в окрестностях Зайсана). Решил срезать путь и пересек овраг. А на самом его краю обнаружил огромный камень, на котором многочисленные петроглифы. Это открытие! Первая находка петроглифов в Восточно-Казахстанской области! Вернувшись в город, сразу отправился в краеведческий музей. Выделили нам машину. Студенты-практиканты с соседней фермы помогли затащить этот огромный камень в кузов, и мы поехали обратно.

Я и мой коллега расположились у кабины, слева и справа. Но ветер, шумящий в ушах, не давал нам поговорить, и я пересел поближе к собеседнику. А в те годы в связи с напряженной ситуацией с КНР ремонтировали дороги в этой погранзоне. Ввиду того, что все мы торопились вернуться в город, водитель совсем забыл, что впереди аварийно опасный участок трассы. И вдруг я вижу: мой коллега летит в воздухе. А я, чтобы удержать равновесие, правую ногу выставил в сторону, и моя ступня оказалась под верхним краем правого борта грузовика. Хорошо, что пересел к другу для разговора, иначе тяжелый камень с петроглифами упал бы прямо на меня... Почти месяц мы вместе лежали в больнице: мой друг — с сотрясением мозга, я с переломом ноги. В Тбилиси я вернулся на костылях. А 9 октября 1973 года родился мой первый сын Николай. Бог пожалел нас с ним и пожелал, чтобы я его увидел.

— Мало кто знает, но динозавров мы не только видим, но и едим практически каждый день. Ближайший их родственник сегодня — курица, не так ли?

— Именно так! Хотя... ближе к динозаврам все же страусы.

— На вопрос, что первично, курица или яйцо, вы уже давно знаете ответ?

— Разумеется. Яйцо.

— Но разве не курица его снесла?

— Не курица, а ее предок из семейства куриных. Скажу больше: яйцо как таковое появилось еще до возникновения самой первой птицы. Все динозавры и их предки были яйцекладущими. Следовательно, сперва на планете Земля возникло яйцо, затем — динозавры, а позднее — птицы, в том числе и яйцекладущая курица.

— Вашим именем названы некоторые виды ископаемых животных и растений. Это предел мечтаний ученого?

— Могу похвастаться и количеством моих публикаций — более 200 работ! Мне, конечно, это приятно, но на самолюбование времени не остается. Больше нравится любоваться именно открытиями. Сам момент под условным названием «Эврика!» приводит меня в восторг! Как будто покоряешь вершину, на которой еще никто не бывал. А если даже и бывал, то главного и невиданного так и не заметил. Показательный пример. В честь моего учителя и старшего друга академика Леонида Татаринова я назвал новый род ископаемых черепах из Монголии. Эту черепаху нашли и описали в 1937 году как пресноводную американцы. А я позднее, спустя 70 лет, доказал, что это сухопутная черепаха и выделил ее в новый род Tatarinovichelys. Столько лет экспонат лежал в музее США, и никто не увидел это открытие! Пресноводные и сухопутные черепахи ведь относятся к разным семействам.

— А есть у вас палеонтологическая мечта, профессор?

— Очень бы хотелось, чтобы собранные за всю мою не очень короткую жизнь палеонтологические и зоологические материалы оставались целыми и невредимыми. Они должны храниться и после меня в нашем институте... Вот такой я мечтатель!

Гадрозавры, возможно, обитали на Южном Урале, когда здесь было море