Культура → Елена Рай: «Вышиваю ниткой без иголки»
Создано 11 Декабрь 2016

Челябинская златошвейка знает, что такое земной рай, возможно, во многом благодаря необычной фамилии. Заветная мечта детства исполнилась на все сто процентов.

Досье

Елена Рай родилась 13 января 1958 года в Челябинске. В 1978 году окончила профессиональную школу художественной вышивки (Торжок) по специальности «Мастер ручной, машинной вышивки и золотного шитья». По 1981 год работала художником по вышивке на фабрике художественных промыслов (Северная Осетия, Орджоникидзе).С 1981 года трудится во Дворце пионеров и школьников им. Н.К. Крупской, руководит коллективом «Народная вышивка». В 1988 году окончила Магнитогорский педагогический институт по специальности «Учитель черчения, рисования». С 2004 года — руководитель студии народного творчества «Родники». Педагог высшей категории.

Награждена Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ и управления по делам образования Челябинска за I место в номинации «Педагог дополнительного образования» городского конкурса профмастерства «Сердце отдаю детям». Замужем. Трое детей, четверо внуков.

Канительное дело

Вот уже 36 лет златошвейка Елена Рай приобщает детей к народной культуре. Активно пропагандирует опыт студии народного творчества «Родники», участвуя в работе семинаров, мастер классов, выставок, конференций. Изучает современное состояние декоративно-прикладного творчества Челябинской области, знакомит своих коллег с проблемами и новыми тенденциями.

Воспитанники Елены Владимировны лауреаты, дипломанты и призеры международных фестивалей «Золотая игла», «Мир детства», «Мировая деревня», программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», Всероссийской конференции молодежи «Меня оценят в XXI веке», «Юность, наука, культура», Всероссийской краеведческой конференции «Отечество», областных и городских выставок декоративно-прикладного творчества. Выпускники успешно продолжают свое образование в высших учебных заведениях по специальностям «Дизайнер», «Художник-модельер», «Руководитель коллективов декоративно-прикладного творчества». Все это и есть одна большая сбывшаяся мечта. Ведь еще в школе Елена Рай писала сочинение о том, что хочет быть руководителем кружка по вышивке.

Нитки и иголки привлекали девочку с детства. С 10 лет Лена посещала Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской, была воспитанницей Тамары Васильевны Черновой, заслуженного педагога, руководителя клуба "Золотые руки«.Хотя и спортом с удовольствием занималась и в школе, и в училище (первый взрослый разряд по лыжам). Подавала большие надежды, даже приглашали в институт физкультуры поступать. Но Елена только отшучивалась, дескать, не хочу всю жизнь в спортивном костюме ходить, хочу быть нарядной, и уверенно шла к своей цели. Впрочем, занимаясь во Дворце пионеров, Елена еще не знала, что существует золотное шитье. По окончании школы, по совету наставницы, поехала в Торжок Тверской губернии. Поступив в школу художественной вышивки, побывала в музее — и вышивка золотом ее очаровала.

Бювар для министерства

Поступило предложение обучаться машиной вышивке по ускоренной программе. Это бы позволило быстрее устроиться на работу. «А как же золото?» — удивилась студентка. «Золото — это ручная вышивка. Три года надо учиться», — последовал ответ. «Ради золота готова и пять лет учиться», — решила Елена. Она и диплом защищала «по золоту». Это был бювар в технике золотного шитья — папка для документов. Поскольку обучение было бесплатным, все, что студентки вышивали, отправляли в Москву в министерство.

По окончании училища по распределению отправили во Владикавказ. Работала на фабрике народных промыслов художником по вышивке, возрождала осетинское золотное шитье. Там с интересом узнавала о нюансах национальной вышивки. Осетины старались возродить это забытое ремесло. Устраивали встречи юных мастериц со столетними бабушками, владевшими «золотыми» секретами, но не знавшими русского языка. Общались с переводчиками. Кругозор расширялся стремительно. Вышивка золотом Тверской области производится на картоне, на Кавказе вышивают на кожаной подкладке, а в Вологде — на подкладке берестяной.

Согласился на рай в шалаше

Через три года Елена вернулась в Челябинск и пришла в гости к наставнице во дворец пионеров. Тамаре Васильевне к тому времени исполнилось 50 лет, а перед пенсией старались идти на более оплачиваемую работу. Но из Дворца мастерицу не отпускали, поскольку не было ей замены. И надо же было такому случиться, что «замена» нашлась к радости обеих. В итоге Елена Владимировна сама стала наставницей. А в 83-м году она поступила в Магнитогорский пединститут, где произошла еще одна судьбоносная встреча — с будущим мужем.

Когда перед свадьбой решила оставить фамилию отца, избранник не возражал. Для тех мест, откуда Елена родом, фамилия Рай вполне обычная. Предки с Западной Украины в 30-е годы прошлого века были вынуждены переехать в Прибалтику, а потом — на Урал.

— Удивительно, как еще муж вашу фамилию не взял...

— Он хотел (смеется). Но потом сказал: «Меня не поймут родители». Зато теперь он часто говорит самому себе: «Соглашайся хотя бы на Рай в шалаше...» Дети сначала спрашивали: «Почему ты не взяла папину фамилию?». А потом стали спрашивать: «Почему свою нам не дала?..» Что же касается вышивки, то серьезно их заинтересовать как-то не получилось. У всех свои профессии, хотя девочки мои обе вышивали. И сын вышивал, пока был маленький. Внучка вот сейчас приобщается.

— А в школе вас дразнили?

— Меня не дразнили — я была отличницей. А вот брату доставалось — «рай на весь край».

— Люди удивляются, когда узнают вашу фамилию?

— Скорее всего, радуются... что она такая короткая (смеется).

Золото, омытое кровью

— Канитель, золотая мишура... — такая кропотливая и ответственная работа! Один неправильный стежок — и труд насмарку.

— Бывало такое. Распарываешь и снова начинаешь. Но с 18 лет, как только впервые взяла в руки золотые нитки, я поняла, что ничем другим заниматься не хочу. Предварительно создается рисунок, потом с помощью шила на специальной пленке делаются дырочки — так называемые сколки. С помощью припороха переносится рисунок, из картона вырезается и наклеивается орнамент. Вышивка золотом — особый вид рукоделия. Золотую нитку нельзя вдеть в иголку. Ниточка накручивается на витейку и особым способом с помощью другой нитки, вдетой в иголку, протаскивается сквозь поверхность изделия. Шьют обязательно с наперстком, потому что проколоть иголкой картон без специального шила невозможно.

Вышивка золотом — занятие ювелирное, убеждена Елена Владимировна. Нужно нить выложить ровненько, огрехи здесь не прощаются. Но... это не настоящее золото, сама по себе такая нить ценности не представляет. В основном вышивают так называемой мишурой. Если даже о настоящем золоте идет речь, то используется лишь 0,01 процента драгоценного металла. На тонкую проволоку наносят микроскопический слой. И все же это золото, омытое кровь. Девочки-ученицы то и дело вскрикивают: «Ой, опять кровь бежит — палец уколола...»

— А вы, Елена Владимировна, много крови пролили за эти годы?

— Ну бывало. Уколешься — и сидишь, ждешь, когда же кровь течь перестанет. Но красивое изделие получается, и это успокаивает. Одна ученица мне однажды сказала: «Знаете, что такое счастье? Это когда работу закончила. И новую начинаешь...».

А еще, наверное, успокаивает то, что век таких изделий долог. Золотное шитье хранится столетиями. Со временем может только чуть-чуть потемнеть.

Одна на Южном Урале

Однажды Елена Владимировна получила неожиданный заказ. В Челябинск приезжали американцы-усыновители. Взяли в семью мальчика и девочку. При этом год жили в столице Южного Урала, чтобы дети к ним привыкли. Попросили сшить национальную одежду для усыновленных ребят. В итоге вместе с детьми в Америку уехали костюм рязанского мальчика и колоритный девичий воронежский костюм с красивыми вышивками.

Ученики Елены Рай, как правило, продолжают посещать занятия до окончания школы. И если вышивка не становится их профессией, то, во всяком случае, остается хобби. Девочки должны уметь создавать уют в доме, убеждена Елена Владимировна, и, если в руках есть какое-то ремесло, смогут создать комфорт и наполнить пространство красотой.

— Вы, наверное, единственная златошвейка в нашем регионе?

— Есть в Челябинске несколько мастерских золотного шитья, училище в Торжке не я одна заканчивала. Но эти мастерские выполняют коммерческие заказы. А обучаю детей золотному шитью, наверное, я одна. Вышивка золотом завораживает! Это уникальный промысел. Поскольку муж тоже художник, часто с ним советуюсь. Он помогает и с рисунками, и с цветом. Бывает, сделаю работу, а он говорит: «Что это такое? Давай исправляй!» Приходится распарывать или же спорю с ним. Но чаще всего он мне правильные дает подсказки и советы.

— А мальчики интересуются этим промыслом?

— Если честно, я не люблю, когда мальчики вышивают. Считаю, что у мужчин должны быть иные интересы. Другое дело, если речь идет о проблемах со здоровьем. С 4 лет к нам дети приходят. Бывает, плохо развиты речь, моторика. Ребенок не может даже иголку пальчиками взять — хватает ее кулаком. Для развития и вышивка, и другие ремесла подходят.

— Признайтесь: на дом работу берете?

— Да, мне кажется, я постоянно вышиваю! Внук, бывало, подходит с какой-нибудь рубашкой и говорит: «Баба, пуговицу вышей!» Слова «шить» у нас дома в обиходе нет.

Кстати
Первое вещественное доказательство существования золотного шитья в древнем Торжке датируется XIII веком. В кладе, обнаруженном в 2010 году, среди других вещей были фрагменты одежды, расшитые серебряными и золотыми нитями. К слову, в XIII веке кусочек кожи с золотой вышивкой являлся местной денежной единицей.

Татьяна Строганова
Фото Татьяны Строгановой

 

Автор сайта

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  stroganova2 @ yandex.ru