Культура → Ольга Селезнева: «Учусь говорить «нет»
Создано 11 Март 2015

Камерный хор имени Валерия Михальченко Челябинской государственной филармонии готовит новые музыкальные сюрпризы. Главный дирижер Ольга Селезнева в неформальном разговоре рассказала о жизни легендарного коллектива с сорокалетней историей и о некоторых закулисных нюансах.

13 сентября 2013 года ушел из жизни основатель хора Валерий Васильевич Михальченко, и уже через полгода коллективу было присвоено его имя. Срок фантастический! Обычно годами длится эта бумажная процедура. Но, наверное, по-другому и быть не могло. Слишком велико было желание преемницы, коллектива и руководства филармонии увековечить имя основателя, благодаря которому хор существует уже столько лет и продолжает добиваться больших успехов.

— В 1999 году после окончания вуза меня оставили преподавать на кафедре дирижерско-хорового факультета Челябинской государственной академии культуры и искусств, — вспоминает Ольга Селезнева. — Валерий Васильевич в те годы был руководителем хорового класса. Там и присмотрел меня, пригласил в свой коллектив хормейстером. 13 лет длились наше сотрудничество и дружба. Артисты хора всегда очень хорошо ко мне относились. И относятся, я надеюсь (смеется). На тот момент у нас было два хормейстера. Конкуренция присутствовала. Это особенно почувствовалось, когда заболел Валерий Васильевич и хор остался без лидера. Сразу стало понятно: два человека не могут руководить одним коллективом. Наблюдалось напряжение. И тогда Валерий Михальченко написал письмо коллективу, в котором на время своей болезни исполнять обязанности руководителя поручил мне. Руководство филармонии было не против, издали приказ о назначении главного хормейстера.

За полтора года коллектив приумножил свои достижения. Не так давно в Челябинске проходили хоровые ассамблеи, в которых камерный хор принимал активное участие. На концерте исполняли сочинение Георгия Свиридова — «Поэму памяти Сергея Есенина». Стихи читал народный артист России Александр Филиппенко. Это был грандиозный проект и для Челябинска, и для филармонии, и для хора. А предшествовало этому не менее важное для коллектива событие — гастроли в Германии.

В Берлине на разных площадках было дано три концерта, в том числе и в «Концертхаус» — одном из лучших залов Европы. Этой поездки очень долго ждали, безгастрольный период по разным причинам затянулся на долгие годы. Было подготовлено три программы. Это очень большая ответственность, огромная работа! В итоге одни и те же слушатели смогли посетить все три концерта. Публика в Германии избалованная, выбор исполнителей большой. Но залы хор Михальченко собрал полные, и встречали челябинцев очень тепло.

В хоре более 40 человек. Руководить коллективом всегда сложно, особенно коллективом творческим. Все разные, все талантливые, все требуют к себе особого отношения. Нелегко порой приходится Ольге Петровне, но это был осознанный выбор. Раз взялась, нужно выполнять свою работу на высоком профессиональном уровне.

— В хоре поровну мужчин и женщин. С кем сложнее работать?

— Трудно сказать... Женщины быстрее воспринимают информацию и реагируют. С мужчинами немного сложнее. Нужен особый подход. Их надо любить, но при этом держать в строгости.

— А женщин — любить и баловать?

— Скажем так, с женщинами лучше на равных общаться.

— В таком большом коллективе не обходится, наверное, без увлечений, романов...

— Конечно, не без этого. У нас и семейные пары складывались. Показателен пример самого Валерия Васильевича. Его жена и сегодня поет у нас в коллективе. Когда Оксана пришла в хор, возникло взаимное чувство, они поженились, родилась дочь Александра. До недавних пор у нас пела семейная пара: Татьяна Захарова и Ярослав Норко. Тоже дочка у них родилась. Так что творческому процессу это абсолютно не мешает.

— А антипатии мешают?

— Безусловно. Все люди разные, кто-то кому-то нравится, кто-то кому-то — нет. Но это нормально. Просто стараюсь всегда сглаживать острые углы.

— А еще кто-то против кого-то дружит... Каково руководителю в этой ситуации?

— В любой ситуации главное — не терять достоинства и не идти на поводу у эмоций. Нужно постараться сделать все для того, чтобы победил здравый смысл. Не существует коллектива без подводных камней. Признаться, было всякое, в частности, когда Валерий Васильевич болел. Но мы смогли все преодолеть и продолжаем успешно работать. Что бы ни происходило, надо всегда помнить: мы занимаемся одним делом, которое нам нравится. Я думаю, артисты хора чувствуют мое позитивное отношение. Всегда стараюсь найти что-то положительное в людях. Бывает, человеческие качества оставляют желать лучшего, зато это настоящий профессионал. Сделает все на таком высоком уровне, что будет уже все равно, что есть личностные недостатки. А бывает наоборот...

— Когда «наоборот», мне кажется, расставаться надо. Хороший человек — не профессия.

— Согласна с вами, но пока как руководитель я не могу настроить себя на то, чтобы вот так взять и заявить человеку: «Спасибо! До свидания!» Как-то у меня не очень получается, а это, наверное, неправильно. Руководитель таким не должен быть. Не так давно я сказала артистам хора, что потихонечку начинаю учиться говорить слово «нет». Признаться, нелегко мне это дается. Мягковата я для этой должности, но уверена, что постепенно, с опытом все придет.

В следующем году хор планирует представить несколько неожиданных премьер. Как-то Ольга искала в Интернете интересные ноты и наткнулась на сочинение А. Брукнера «Месса № 2», написанное для хора и духового оркестра. Любопытное совмещение, большая редкость. А у нас такой оркестр в филармонии есть. Подумала: «Почему бы не попробовать объединиться?» Руководитель оркестра Игорь Ежов тоже увидел в этом определенную изюминку и дал согласие.

А еще Ольге Селезневой довелось в Петербурге услышать в исполнении академической капеллы под руководством В. Чернушенко «Достойно есть» из цыганской литургии сербского композитора Зорана Мулича. Музыка произвела колоссальное впечатление, и захотелось ее исполнить с коллективом.

— Оказалось, у солистки филармонии Натальи Воронкиной есть знакомые в Сербии, — рассказывает дирижер. — Благодаря им удалось связаться с композитором. Он выслал ноты цыганской литургии. Я надеюсь, мы ее осилим и в следующем концертном сезоне исполним. Будет чем удивить поклонников хора и привлечь новых слушателей. Вообще репертуар очень сложно подбирать...

— Но разве не достаточно одного реквиема Моцарта, который невозможно слушать без слез, чтобы быть востребованными?..

— Вы абсолютно правы! Это сочинение на все времена. Каждый год вместе с камерным оркестром «Классика» мы исполняем «Реквием» и всегда — аншлаг.

— А как вам и артистам хора при исполнении этого сочинения удается сдерживать эмоции?

— Все бывает. Плакать нам нельзя, конечно, но мурашки по коже бегают. Хотя... на концерте памяти в годовщину кончины Валерия Васильевича я видела на глазах артистов слезы. Мы исполняли его сочинения, а также те, которые он очень любил. Музыку сопровождали видео и фото из семейного архива. Эмоционально, конечно, было очень тяжело...

Напоследок я решилась задать Ольге «смешной» вопрос, который доводилось слышать от многих людей, далеких от хорового искусства. «Зачем нужен дирижер? Ну перестанет он руками махать — все равно же споют и сыграют?». Надо заметить, что он ничуть не удивил мою собеседницу...

— Есть такие сочинения, при исполнении которых хор может обойтись и без руководителя. Но к этому же нужно прийти. Нужно много трудиться. Столько деталей, нюансов... Большая кропотливая работа предшествует выходу на сцену. Так что спешу успокоить: дирижер не зря ест свой хлеб. К слову, ни так давно на концерте впервые оказались родственники моего мужа и были поражены: «Это ж как тяжело дирижировать! Попробуй-ка махни рукой так, чтобы полилась гармония...»

Татьяна Строганова.
Фото автора и Надежды Пелымской.
mediazavod.ru

Автор сайта

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  stroganova2 @ yandex.ru