Культура → Кто придумал фиговый листок?
Создано 30 Январь 2014

Людмила Давыдова. Фото автора.Хранитель античности раскрывает тайны величия древних статуй.

Нынешний год юбилейный для Государственного Эрмитажа. Он отмечает 250-летие. Запланировано много праздничных мероприятий, в которых примет участие большое количество людей. Впрочем, интерес к сокровищам этого уникального музея никогда не ослабевал.

Эрмитажное собрание античной скульптуры считается одним из крупнейших в мире — около трех тысяч экземпляров. Самый древний экспонат — кикладская чашечка из мрамора, датируемая XXIV веком до нашей эры. Поздние памятники — V век нашей эры, конец античного периода.

Наша землячка, старший научный сотрудник отдела античного мира, профессор кафедры зарубежного искусства Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Людмила Давыдова хранит эти сокровища уже более 40 лет. Она убеждена, что в древних статуях воплощены представления о человеке, переживавшем такие же чувства и эмоции, как и мы сегодня. Как выглядел идеал античной женщины? Кто первым отважился изваять Афродиту обнаженной? Почему и когда появился фиговый листок на античных статуях? Об этом сегодня наш разговор.

— В греческих трагедиях люди и боги совершают разные поступки: красивые и некрасивые. Те же человеческие страсти, что и в современном мире?

— Многим античная скульптура кажется холодной и безжизненной. Но вглядываясь в нее, изучая материал, понимаешь, что мастера, создававшие эти шедевры, были такими же людьми, как и мы. Другое дело, что существовали определенные нормы, представления о красоте, гармонии, которыми они руководствовались.

— Как выглядела в то время идеальная женщина?

— Самую красивую обнаженную женщину впервые изваял Пракситель. Это была статуя богини красоты и любви Афродиты. К сожалению, она не дошла до нас, мы знаем о ней только по описанию. Огромный пласт греческой культуры мы изучаем и воспринимаем только по римским копиям. Для нашего сознания, что греческий подлинник, что римская копия — все античность. Но Пракситель — это IV век до нашей эры. А то, что мы видим в Ватикане и других музеях, где есть копии, восходящие к этому оригиналу, — II век нашей эры. Между ними 600 лет! Разные страны, народы, менталитеты... Так вот, Пракситель впервые представил Афродиту обнаженной, и это был революционный шаг. Но чтобы его сделать, пришлось пойти на хитрость. Мастер показал богиню, которая должна совершить омовение. Она сбросила на сосуд с водой свои одежды, но в это время что-то ее вспугнуло... Именно поэтому чаще всего мы видим Афродиту, прикрывающую тело руками. Оригинал не сохранился, и представить, почему он вызывал такое восхищение, сегодня невозможно. Но мы знаем, что слава была у этого памятника колоссальная! Весь античный мир был потрсен и новшеством, и совершенством исполнения.

— Интересно все же, каковы были бы впечатления современного зрителя от увиденного?

Людмила давыдова с реставратором К.Н. Благовещенским во время подготовки выставки "Энтони Гормли. Во весь рост. Античная и современная скульптура".— Думаю, скульптура не вызвала бы того восторга, который она вызывала у современников. Она была выполнена из мрамора. Пракситель работал со знаменитым живописцем Никием, который раскрашивал скульптуру, тонировал ее. В результате тело Афродиты было жемчужно-розовым, волосы рыжеватыми, большие голубые глаза, румяные щеки... То, что эллинам представлялось верхом совершенства, мы бы восприняли как раскрашенную куклу. Мы привыкли видеть белую мраморную скульптуру и забываем о том, что в древности она была полихромной. Краски не сохранились, смылись, выцвели. Наш вкус уже требует чистоты линий, гармонии форм. А у эллинов восторг вызывало именно то, что скульптура была жизнеподобной. Афродита представала в образе земной красавицы, живой женщины.

Изготовление скульптуры занимало долгое время. Завершающим этапом создания статуи был космесис (косметика). Чтобы краски не выцветали, уже раскрашенную скульптуру покрывали тончайшим слоем теплого воска. Краски хорошо сохранились на тех статуях, которые волею судьбы оказались в земле. Вообще в Греции не существовало понятия «искусство», речь шла о ремесленной продукции. До III века нашей эры не было и музеев. Памятники имели совсем другое назначение — культовое. Они изображали богов и олимпийских победителей и устанавливались в храмах или святилищах. Это для нас сейчас скульптуры — произведения искусства, которыми мы любуемся.

— Но вернемся к теме «ню». А кто впервые решился изобразить обнаженного мужчину? И зачем?

— Обнаженное мужское тело не было для эллинов запретной темой. Конечно, философов и стратегов изображали в одежде. Но если речь шла об олимпийском победителе, безусловно, это была статуя обнаженного атлета. Голыми по улице, конечно, олимпийцы не ходили, но спортом они занимались обнаженными. В VIII веке до нашей эры во время состязаний бегунов атлет по имени Орсип сорвал набедренную повязку и добежал первым. Стало понятно, что эта деталь замедляет движение. С тех пор в гимнасии (древнегреческое воспитательно-образовательное учреждение со специальной открытой площадкой. — Авт.) юноши занимались обнаженными. Перед занятиями натирали тело оливковым маслом. По окончании тренировок специальным металлическим скребком — стригилем счищали грязь, омывались водой. Надо понимать, что цивилизация эта очень древняя и защита греческих полисов базировалась на силе, ловкости и выносливости их граждан. До нас греческая античная мужская обнаженность как раз и дошла в статуях атлетов.

Давыдова со студентами в зале Юпитера— А фиговый листок кто придумал?

— В эпоху раннего Средневековья в Европе сменились культуры. Поэтому в последующие времена ценители искусства считали, что смотреть на статуи обнаженных мужчин как-то безнравственно... И появилась традиция прикреплять на мужские фигуры фиговые листы. Они закреплялись на причинном месте, но иногда сбивалось все со скульптуры, и скол закрывался фиговым листом. Надо заметить, что не только мужские статуи подвергались таким корректировкам. В Ватикане женская нагота тоже преследовалась. На сохранившихся античных обнаженных Афродит надевали гипсовые одежды, отформованные с других женских статуй.

— Воссоздать целую статую из дошедших до нас фрагментов — выполнимая задача?

— На некоторых статуях музея не хватает голов, рук, фрагментов фигуры, складок одежды... И это понятно — их возраст более двух тысяч лет. Но каждый античный фрагмент — безусловная ценность. Потому что это ушедшая эпоха. Никто уже так не сделает. В XVIII веке начался бум собирательства античной скульптуры. Когда стали открывать города, погибшие во время извержения Везувия в 79 году, европейцы были потрясены тем величием, которое представляла собой античная цивилизация. Начались раскопки вокруг Помпей, в самом Риме. Обнаруживали античные статуи, которые приобретали коллекционеры. Появился интерес к реставрации, потому что охотнее покупали не фрагменты, а целые статуи с головой и руками.

Восстанавливая античные скульптуры, мастера добавляли недостающие части тела: нос, уши, волосы, даже целые головы. Это было заметно, но считалось нормальным. Постепенно научились ценить не только целостность древнего произведения. Пришло понимание, что античный торс красив и сам по себе. Лучше голову XVIII века отсоединить и показать подлинные античные фрагменты. Сложные реставрационные проблемы в начале ХХ века решались просто: скульптуру разбирали, снимали лишние «новые» детали и иногда получалось даже несколько памятников.

Людмила Давыдова возле античного рельефа Гибель ниобид, созданного римским мастером по греческому оригиналу 5 в. до н. э.— А почему у многих мраморных фигур нет рук?

— Греческие мастера в основном работали с бронзой, поскольку из этого материала легко сделать любую фигуру. Однако, когда была нужда в деньгах или вооружении, бронзовые статуи переплавляли. Мраморные изваяния хрупки. Поэтому все выступающие детали создавались отдельно и при помощи специальных штырей соединялись с торсом. Вот и возникает у нас ощущение, что руки ровно срезаны. Хотя это всего лишь места соединения. За века статуи разбились, отдельные фрагменты потерялись... В итоге сегодня практически все Афродиты предстают перед нами в таком виде. Однако это никак не умаляет их достоинства.

Античность — живая материя. Мы говорим «классическая древность»... На самом же деле многое из того, что было в Греции в эпоху классики, очень современно. Если мы непредвзято, отбросив штампы, посмотрим на статуи, почувствуем, насколько это живой эмоциональный мир, а не только «благородная простота и спокойное величие». Главная ценность античного искусства состоит в том, что оно помогает нам оттачивать свой вкус. Учит тоньше чувствовать красоту и гармонию мира и, в конце концов, просто делает нас культурными людьми.

Татьяна Строганова
Фото автора и из архива Людмилы Давыдовой
mediazavod.ru

Автор сайта

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  stroganova2 @ yandex.ru