Авто → О ДТП
Создано 15 Июль 2013

Это всегда происходит в самый неподходящий момент: спешишь на важную встречу или жутко устал, чуть отвлекся… Одно мгновение в корне меняет твои планы на день, месяцы, а иногда и на жизнь. Авария — такое неприятное и емкое слово. «Со мной такого никогда не случится», — втайне надеется каждый автомобилист, проезжая мимо места автокатастрофы. Но у судьбы свои планы, которые она ни с кем не согласовывает.

Что делать, если произошло ДТП с участием вашего транспортного средства? Действовать в одиночку или призвать на помощь специалиста? Советует руководитель некоммерческого партнерства «Уральский союз экспертов и оценщиков» Геннадий Редькин.

— С какой целью была создана ваша структура?

— Автоэкспертизой я занимаюсь уже более 20 лет. В 2000 году нашу команду автоэкспертов агентства «Оникс» накрыл очередной вал судебных разбирательств. Вполне разумные и профессионально грамотные специалисты — оценщики ущербов при ДТП — встречались в суде по поводу одного и того же автомобиля. Правильно и адекватно определив величину и объемы поврежденных комплектующих, при оценке они ставили разную стоимость нормо-часа по выполнению всех комплексов послеаварийных работ и, естественно, на выходе получали разную стоимость нанесенного ущерба. В суде каждый из них пытался доказать обоснованность своей позиции. Это было неразумно. Мы начали проводить собрания всех практикующих специалистов Челябинска. В скором времени уже из области, а позднее даже из соседних областей на наши ежеквартальные собрания стали приезжать автоэксперты, с которыми мы обсуждали проблемы и разногласия, утверждали протоколы стоимости нормо-часа всего комплекса послеаварийных работ. В итоге возникло желание официально объединиться, чтобы собрать заинтересованных и лучших экспертов под одной крышей. Создали некоммерческое партнерство. Эта организация уже более семи лет оказывает помощь автовладельцам, судам, юридическим лицам и страховым компаниям в решении всевозможных вопросов, связанных с автомобилями после ДТП в рамках ОСАГО и КАСКО.

— Какие же из этих вопросов самые насущные?

— По большому счету, вопрос один. Мы видим, что в Челябинской области количество легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, не уменьшается, а стабильно увеличивается из года в год. Это хорошо, с одной стороны. С другой — все больше обостряются те проблемы, которые не одну пятилетку сильно беспокоят практически каждого автовладельца. При этом каждый старается избегать даже мысли о ДТП. Но, к сожалению, статистика — вещь упрямая. Количество россиян, которые ежегодно погибают на дорогах, ужасает. Количество людей, которые в цвете лет остаются инвалидами, тоже невероятно велико.

— Объективная картина происшествия… Ее так трудно восстановить! Ведь каждый участник аварии имеет, как правило, свое представление о произошедшем.

— Вы правы. Как показывает практика, только в течение первых 30 минут после ДТП можно выяснить объективную картину происшествия. Потом происходит много наслоений, в ряде случаев совершенно взаимоисключающих. Это не только смазывает картину, но и порой переворачивает все с ног на голову. Поэтому важно вовремя призвать на помощь специалиста, в данном случае аварийного комиссара. Человек, находящийся в психологически заторможенном состоянии сразу после ДТП, может абсолютно адекватно отвечать на вопросы, которые задает эксперт по телефону. В первую очередь важно решить вопрос: нужен ли аварком на месте ДТП? Существующая практика показывает, что в 60—70 процентах случаев присутствие аварийного комиссара не только желательно, но и необходимо. Это позволяет избежать многих проблем, с которыми потом сталкиваются не искушенные в юридических тонкостях автомобилисты.

Аварийный комиссар, как сканер, на месте ДТП зафиксирует многое из того, что не вменено в прямые обязанности сотрудникам ГИБДД. Это упущение позволяет в ряде случаев грубо искажать обстоятельства факта ДТП, и порой абсолютно невиновные водители превращаются в виновников аварии. Это очень грустно. На активной или заснеженной трассе вещдоки уничтожаются в течение первых двух-трех часов после факта ДТП. То же самое происходит в непогоду, когда идет снег или дождь. Доказательства, добытые аварийным комиссаром по горячим следам, очень ценны, а порой и просто незаменимы. Кроме того, аварком может сопроводить автолюбителя в районную ГИБДД и там подскажет, как грамотно составить объяснение, обосновать свою позицию и предоставить документы в полном объеме для разрешения вопроса. Часто ДТП бывают сложными, запутанными и «многослойными», тем более когда пострадало не два, а несколько автомобилей, или когда кому-то из участников нанесены телесные повреждения. В этом случае определить степень вины каждой из сторон очень трудно. Пренебрегать помощью специалистов не стоит, тем более что стоимость их услуг вполне адекватна и не разорит карман автовладельца.

— Многие после ДТП звонят «сведущему другу»… Психологическая поддержка ведь тоже не помешает?

— Автомобилисты часто обращаются за помощью к своим друзьям, знакомым и родственникам. И начинает ближний круг «сведущих людей» загружать в голову пострадавшего в ДТП огромное количество ненужной информации, за которую никто не несет ответственности. С этим сомнительным багажом человек потом идет в судебное заседание и очень часто проигрывает. Автоюристы грамотно разрулят любую ситуацию. Эксперты-техники, трассологи, пожаротехники, технические специалисты разберутся в каждой конкретной ситуации (а двух одинаковых ситуаций на дороге не бывает) и вынесут профессиональный вердикт, с которым можно и нужно потом идти в суд для защиты своих интересов.

— Выбор автосервиса тоже дело ответственное. Здесь как избежать обмана?

— Мы прекрасно знаем многие нюансы работы «сервисменов», проводим постоянно мониторинг. На сегодняшний день только в городе Челябинске 136 автосервисов, выполняющих послеаварийный ремонт, являются легитимными. Кроме того, есть еще дополнительно 58 сервисов, которые работают в усеченном сегменте - занимаются «мелкосрочкой». Но, к сожалению, мы вынуждены констатировать, что во многих автосервисах и сервисных центрах автолюбители получают услуги ненадлежащего качества или не в полном объеме. В ряде случаев человека просто вводят в заблуждение, навязывая те услуги, которые ему совершенно не нужны. Поэтому и здесь наши специалисты оказываются незаменимыми советчиками и помощниками. Более того, сопровождая человека с момента ДТП до вынесения решения суда, помогают получить все выплаты, предусмотренные законом.

— Выплаты — отдельная грустная история. Редкий автолюбитель остается доволен компенсацией страховой компании…

— Увы, сегодня арифметика правит балом. Мы живем и работаем в условиях рыночной экономики, пусть даже порой и абсурдной, и не считаться с теми цифрами, которые имеем, неразумно. А арифметика следующая. На сегодняшний день только девятый-десятый автовладелец из каждых десяти доводит свое дело до логического завершения и буквально выцарапывает у страховой компании те деньги, которые положены ему по закону в полном объеме как пострадавшей стороне. В результате страховые компании, экономя на восьми-девяти автовладельцах из каждых десяти, получают положительный финансовый результат. При этом тратить свои нервы и пытаться эмоционально кому-то из страховщиков что-то доказать — неблагодарный и бесполезный труд. Есть суд, который внимательно выслушает стороны и при наличии необходимой и достаточной доказательной базы примет сторону правого. Именно к этому призываем сегодня владельцев транспортных средств. Мы не говорим, что мы самые лучшие. Мы с уверенностью говорим о том, что сегодня в Челябинске и в области есть команда опытных разнопрофильных специалистов, которые в случае возникновения каких-то вопросов, связанных с фактом ДТП, в состоянии профессионально грамотно и в полном объеме помочь. По многим вопросам, с которыми сталкиваются автовладельцы, в ряде случаев представители нашего некоммерческого партнерства могут проконсультировать и по телефону 231-72-73.

— Но ведь вызов эксперта — это дополнительные расходы для попавшего в беду человека…

— Конечно, услуги экспертов платные, но с учетом всех недовыплат, на которые обрекает себя автолюбитель, действуя самостоятельно, это сопоставимо малые расходы. Дивиденды, как правило, того стоят и заслуживают уважения. Иначе просто не было бы смысла прибегать к независимой технической экспертизе автомототранспортного средства после ДТП в рамках ОСАГО и КАСКО.

Татьяна Строганова.
Фото Татьяны Строгановой.
Специально для Медиазавода.

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  stroganova2 @ yandex.ru